Биология

Урок 13.05.2020

Итоговая контрольная работа

К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один
правильный, номер этого ответа запишите.
А 1. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой
позвоночных животных?
1. Клеточную мембрану   2. Эндоплазматическую сеть  3. Вакуоль   4. Рибосому
А 2. Образование новых видов в природе происходит в результате
1. Регулярных сезонных изменений в природе
2. Возрастных физиологических изменений особей
3. Природоохранной деятельности человека
4. Взаимодействующих движущих сил (факторов) эволюции
А 3. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки
1. Гистология   2. Эмбриология   3. Экология  4. Цитология
А 4. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов в отличие от объектов
неживой природы?
1. Рост  2. Движение  3. Ритмичность  4. Раздражимость
А 5. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них
1. Хлоропластов  2. Плазматической мембраны  3. Оболочки из клетчатки
4. Вакуолей с клеточным соком
А 6, Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?
1. И.И. Мечникова   2. Луи Пастера    3. Н.И. Вавилова     4. Ч. Дарвина
А 7. Какая цепь питания составлена правильно
1. кузнечик-------------растение-----лягушка---------змея----------хищная птица
2. растение----- кузнечик----------- лягушка---------змея----------хищная птица
3. лягушка-------растение-----кузнечик-------хищная птица----- змея
4. кузненчик-------змея--- хищная птица -------лягушка-------- растение
А 8. Какое изменение не относят к ароморфозу
1. Живорождение у млекопитающих
2. Прогрессивное развитие головного мозга у приматов
3. Превращение конечностей китов в ласты
4. Постоянная температура тела у птиц и млекопиьтающих.
А 9. При моногибридном скрещивании рецессивный признак проявится в фенотипе у потомков второго поколения
1. 75%   2. 10%    3. 25%    4. 50%
А10. К освобождению энергии в организме приводит
1. Образование органических веществ
2. Диффузия веществ через мембраны клеток
3. Окисление органических веществ в клетках тела
4. Рахложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина
При выполнении заданий В 1. – В 3. Запишите номера трех правильных ответов
В 1. Сходное строение клеток животных и растений свидетельствует
1. об их родстве
2. об общности их происхождения
3. о происхождении растений от животных
4. об их развитии в процессе эволюции
5.    о единстве растительного и животного мира 6.
6.    о многообразии их органов и тканей
В2. Сходство грибов и животных состоит в том, что
1.  они способны питаться только готовыми органическими веществами
2.  они растут в течении всей своей жизни
3.  в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
4.  в клетках содержится хитин
5.  в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты
6.  они размножаются спорами

В3. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги:
1.  листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.
2.  Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложения жира в хвостовой части у курдючных овец.
3.  Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды.
4.  Листопад осенью.
5.  Наличие на листьях опушения, светлый цвет у листьев.
6.  Превращение части стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми.

В4. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.
1.  Поглощение света
2.  Окисление пировиноградной кислоты
3.  Выделение углекислого газа и воды
4.  Синтез молекул АТФ за счет химической энергии
5.  Синтез молекул АТФ за счет энергии света
6.  Синтез углеводов из углекислого газа
1.  Энергетический обмен
2.  Фотосинтез

В5. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
1.  Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
2.  Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ
3.  Использование только готовых органических веществ
4.  Синтез органических веществ из неорганических
5.  Выделение кислорода в процессе обмена веществ
6.  Грибы
1.  Автотрофы
2.  Гетеротрофы

В6. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.
А) голосеменные
Б) цветковые
В) папоротникообразные
Г) псилофиты
Д) водоросли
С 1. Прочтите текст и найдите в тексте предложения, в котором содержаться биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте правильно.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
( 1) Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свои признаки и
особенности развития из поколения в поколение. (2) Передача наследственных признаков у
организма, происходит только при половом размножении. (3) Носителями наследственной
информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в
хромосомах. (4) Материальной основой наследственности, определяющей развитие
признака, является ген – участок молекулы ДНК. (5) Совокупность всех наследственных
признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом
организма. (6) Все полученные по наследству гены обязательно проявятся у организма

Делаем фото  и отправляем мне на почту antropowa.oksana2016@yandex.ru



Урок 12.05.2020

Повторение (готовимся к годовой контрольной работе)

Учебник стр. 23- 24, 51-52, 100-102, 154-156, 196-198, 220, 271-273 краткое содержание главы читаем и по каждой главе составляем по два вопроса в тетради.

Делаем фото  и отправляем мне на почту antropowa.oksana2016@yandex.ru

Урок 06.05.2020

Этапы развития жизни на Земле


     Виртуальная экскурсия в краеведческий музей

Оформляем отчет об экскурсии  в любой форме (реферат, сообщение, схема, таблица, буклет, книжка-раскладушка…)

Делаем фото  и отправляем мне на почту antropowa.oksana2016@yandex.ru
или https://vk.com/id594016941

Урок 05.05.2020

Тема урока: Этапы развития жизни на Земле


      В истории Земли выделяют 6 эр:
катархей (4500 – 3500 млн. лет назад) «ниже древнейшего»;
архей (3500 – 2500 млн. лет назад) «древнейший»;
протерозой (2500 – 534 млн. лет назад) «первичная жизнь»;
палеозой (534 – 248 млн. лет назад) «древняя жизнь»;
мезозой (248 – 65 млн. лет назад) «средняя жизнь»;
кайнозой (65 млн. лет назад и до настоящего времени).

В названиях периодов отражены наиболее значительные результаты жизнедеятельности организмов: каменноугольный период (каменный уголь как остаток лесов), меловой (меловые отложения как остатки древних корненожек, имевших створки из карбоната кальция), или названия тех мест, в которых впервые обнаружены захоронения организмов, характерных для данного периода (пермский, юрский).
Каждая эра отражает определенный этап эволюции живого на планете, при этом разнообразие видов живых существ зависело от специфического для данного времени набора экологических условий.

 Катархей, анархей.  
Катархей. Верхняя часть внутренностей Земли расплавилась, естественно произошел перегрев. Впоследствии этого в геосфере возник магматический океан, и вся поверхность нашей планетой погрузилась в данный расплав. Та же участь ожидала и литосферу. Это можно объяснить тем, что в эру катархеи отсутствовала геологическая летопись. Согласно результатам исследований он начал свое существование 4,57 млрд. лет назад и длился на протяжении 770 миллионов лет. В первые годы жизни на Земле начала активно развиваться вулканическая деятельность, а по истечении некоторого времени и гидротермальная. Последние исследования показали, что живые существа начала свое зарождение из гидротермальных источников.
В катархейскую эру на Земле были лишь те ландшафты, на которых царила холодная и суровая пустыня, небо при этом было черным, поскольку атмосфера была очень разреженной, и это влекло за собой последствия. Если температура низкая, то значит, что Солнце грело слабо – в 4 раза хуже, нежели сейчас. Рельеф по виду не очень впечатлял, он был похож не на Землю, а на Луну, которую изрядно «побили» метеориты. Но, тем не менее, участки поверхности нашей планеты в то время не были острыми, поскольку интенсивные приливные землетрясения сглаживали рельеф. Поверхность Земли в катархейскую эру имела серый окрас и покрывалась огромным слоем реголита. В те времена не было вулканов, которые извергали лаву на поверхность недавно зародившейся планеты. Кроме этого отсутствовали водяные пары и газовые фонтаны. Плотной атмосферы и гидросферы тогда еще не было Первые 1,5 млрд лет после образования нашей планеты организмов на ней не существовало. Это был доорганизменный этап ее развития — катархейская эра (от греч. кат — ниже, археос — древнейший). В катархее начала формироваться поверхность Земли, происходили интенсивные вулканические процессы и горообразование.
Жизнь возникла на границе катархея и архейской эры (от греч. археос — древнейший). Об этом свидетельствуют находки следов жизнедеятельности микроорганизмов в геологических породах возрастом 3,5—3,8 млрд лет. Сохранившиеся следы незначительны, поэтому об организмах архея известно немного. По всей видимости, они относились к прокариотным формам. Это были примитивные архебактерии и цианобактерии.
Эволюция древних прокариот привела к появлению первых ядерных организмов — одноклеточных зеленых водорослей. От них на границе архея и следующей за ним протерозойской эры произошли первые многоклеточные зеленые водоросли.

Протерозой. Протерозойская эра (от греч. протерос — ранний и зое — жизнь) — самая продолжительная в истории Земли. Она началась около 2,5 млрд лет назад. Бактерии и водоросли достигли в протерозое исключительного расцвета. В результате жизнедеятельности микроорганизмов образовались месторождения железа, никеля, марганца и серы. Изменился и газовый состав атмосферы. Благодаря фотосинтезу в ней стал накапливаться кислород. На планете начал формироваться озоновый экран, защищающий живое от губительных ультрафиолетовых солнечных лучей. Возникли многоклеточные красные и бурые водоросли, появились грибы. Животный мир составляли разнообразные многоклеточные беспозвоночные животные — губки, кишечнополостные, плоские и кольчатые черви, членистоногие, моллюски и иглокожие

Палеозой. Палеозойская эра (от греч. палайос — древний и зое — жизнь) началась 570 млн лет назад и характеризовалась рядом важных эволюционных событий в развитии органического мира Земли.
В начале произошло образование значительных площадей суши и завершилось формирование озонового экрана, что привело к появлению около 400 млн лет назад первых наземных растений — риниофитов и мхов. Они, в отличие от водорослей, обладали уже проводящими, покровными и механическими тканями, позволяющими существовать в условиях наземно-воздушной среды.   От риниофитов затем произошли основные группы высших споровых растений — плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные, из которых сформировались первые леса.
В конце палеозойской эры в связи с похолоданием и иссушением климата от группы семенных папоротников произошли первые голосеменные растения — кордаиты. Благодаря отличному от папоротникообразных способу размножения (независимость полового процесса от воды) и образованию семян, они оказались в более выгодных условиях.
В развитие животного мира в палеозое также происходили важнейшие эволюционные события. В начале эры появились первые позвоночные животные — панцирные рыбы. Они обладали внутренним скелетом, дававшим им преимущество в передвижении по сравнению с беспозвоночными животными. От панцирных рыб затем произошли хрящевые и костные рыбы. Среди костных рыб выделились кистеперые, от которых около 300 млн лет назад произошли первые наземные позвоночные животные — ихтиостеги, относившиеся к классу земноводных.
Климат в конце палеозойской эры стал сухим, что привело к значительному вымиранию древних земноводных и появлению первых пресмыкающихся — котилозавров, от которых произошли остальные рептилии
Все пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, имеют сухую лишенную желез кожу с роговыми чешуями, защищающую тело от потерь воды, более совершенные легкие, яйца с защитными оболочками, что обеспечило в следующую эру их господство на Земле.

 Мезозойская эра (от греч. мезос — средний и зов — жизнь) началась около 230 млн лет назад. Климатические условия были благоприятными для дальнейшего распространения жизни на Земле. На суше господствующее положение заняли голосеменные растения, но около 130 млн лет во флоре появляются покрытосеменные (цветковые) растения — тополя, эвкалипты, пальмы и дубы. Леса мезозоя были негустые. Солнечные лучи свободно проникали к почве, поэтому в них произрастали и травянистые растения.
В морях преобладали головоногие моллюски и костные рыбы. На суше среди позвоночных животных были широко распространены древние пресмыкающиеся — динозавры (ужасные ящеры), отличавшиеся большим разнообразием форм 
В начале мезозоя около 200 млн лет назад от группы птицетазовых пресмыкающихся произошли первые птицы — протоависы, а от группы звероподобных рептилий — первые млекопитающие — триконодонты. Высокий уровень обмена веществ, теплокровность, крупный головной мозг и сложное поведение обеспечили птицам и зверям преимущество в освоении разнообразных условий жизни на Земле. К концу эры в фауне планеты появляются первые сумчатые, плацентарные млекопитающие и настоящие птицы.

 Кайнозойская эра (от греч. кайнос — новый и зое — жизнь) началась 67 млн лет назад и продолжается до настоящего времени. В начале эры в большей части районов Земли преобладал теплый климат, но затем наступило похолодание. Во флоре кайнозоя господствующее место заняли покрытосеменные растения.
Коренным образом изменилась в кайнозое и фауна. На границе мезозоя и кайнозоя вымирают динозавры. Достигают расцвета различные систематические группы млекопитающих. Появляются китообразные, хищные, приматы, грызуны, копытные и хоботные. Завершается формирование современной фауны.



Задание: заполните таблицу  

Эра
Биологический прогресс
Биологический регресс
Растения
Животные
Растения
Животные




Делаем фото  и отправляем мне на почту antropowa.oksana2016@yandex.ru
или https://vk.com/id594016941

Урок 29.04.2020

Развитие представлений о происхождении жизни.

Хочется дать вам напутствие и выразиться словами матери Терезы: 
«Жизнь — это Счастье.
Жизнь — это шанс, не упусти его.
Жизнь — это красота, удивляйся ей.
Жизнь — это мечта, осуществи ее.
Жизнь — это долг, исполни его.
Жизнь — это игра, так играй.
Жизнь — это любовь, так люби.
Жизнь — это тайна, разгадай ее.
Жизнь — это трагедия выдержи ее.
Жизнь — это приключение, решись на него.
Жизнь — это жизнь, спаси ее!
Жизнь — это счастье, сотвори его сам.
Жизнь слишком прекрасна- не губите ее
Жизнь-это жизнь, боритесь за нее!»

1. Появление хемосинтетиков. Суть хемосинтеза.
Поскольку первые одноклеточные организмы (прокариоты) были гетеротрофами, причем они имели анаэробный тип питания обмена веществ, который малоэффективен, то запас органических веществ начинал постоянно истощаться.
Вопрос: В каком направлении пойдет дальнейшая эволюция прокариот?
Так возник процесс хемосинтеза - образование органических веществ из оксида углерода на счет энергии окисления неорганических веществ(серные пурпурные бактерии).
2. Возникновение фотосинтеза. Преобразование первичной атмосферы Земли.
Условия на земле стали меняться: уменьшилась вулканическая деятельность, солнечный свет уже не задерживала атмосфера. Поэтому дальше направление эволюции шло по пути использования солнечной энергии. Возник процесс фотосинтеза.
Вопрос: Что такое фотосинтез?
Каковы продукты реакции фотосинтеза? ( Органические вещества и кислород).
Какие вещества необходимы для того чтобы прокариоты могли фотосинтезировать? (Углекислый газ, водород).
Следующим шагом эволюции было появление фотосинтезирующих организмов. Первыми фотосинтезирующими организмами были сине-зеленые водоросли.
Вопрос: Как изменился состав атмосферы в связи с появлением фотосинтезирующих организмов?
Выделяющийся в атмосферу кислород под действием ультрафиолетового излучения превращается в озон. Таким образом, формируется защитный озоновый слой.
Вопрос: Какова роль озонового слоя?
Как изменились условия обитания живых организмов с появлением озонового слоя?
Поскольку анаэробный тип обмена малоэффективен, то в условиях окислительной атмосферы возможно появление энергетически выгодного кислородного типа обмена веществ. Так появились аэробные бактерии.
3.    Появление эукариотических организмов. Симбиогенная теория.
В связи с тем, что условия среды стали менее жесткими, появились новые формы живых организмов.
3.    Возникновение многоклеточности.
В этих условиях действует естественный отбор в направлении возникновении многоклеточности. Одна клетка выполняет функции целого организма одна клетка выполняет функцию. Поэтому появление многоклеточности, специализации и дифференцировки клеток было выгодным и давало определенные преимущества живым организмам.

 Задание1
Тест  «Происхождение и развитие жизни на Земле»
Выберите один правильный ответ.
1. Теория абиогенеза объясняет возникновение жизни на Земле путем:
а) занесения ее из космоса; б) происхождения ее от живого;
в) сверхъестественного творения; г) самопроизвольного зарождения из неживого.
2. Окончательно в XIX в. доказал невозможность самопроизвольного
зарождения жизни в питательных средах, помещенных в колбу, с 
S-образным горлом:
а) Ф. Реди; б) Л. Пастер; ) А. Левенгук; г) Л. Спаллациани.
3. В 1924 году коацерватную гипотезу происхождения жизни на Земле сформулировал:
а) Л. Пастер; б) С. Миллер; в) Дж. Бернал; г) А. Опарин.
4. Согласно взглядам А.И.Опарина основными источниками энергии
для абиогенного синтеза органических веществ из неорганических на древней Земле были:
а) электрические разряды; б) ультрафиолетовое излучение;
в) энергия химических реакций; г) тепловое излучение от извержений вулканов.
5. Согласно теории А.Опарина, коацерваты обладали свойствами живого потому, что:
а) состояли из молекул белка;
б) распадались на более мелкие капли;
в) воспроизводили новые коацерватные капли;
г) осуществляли обмен ве­ществ с окружающей средой.
6. Началом биологической эволюции жизни на Земле принято считать
момент возникновения первых:
а) органических веществ;
б) коацерватных капель из органических ве­ществ;
в) одноклеточных прокариотических организмов;
г) однокле­точных эукариотических организмов.
7. Жизнь на Земле возникла:
а) первоначально на суше; б) первоначально в океане;
в) на границе суши и океана; г) одновременно на суше и в океане.
8. Первые живые организмы, появившиеся на Земле, по способу дыхания и способу питания были:
а) аэробными автотрофами; б) аэробными гетеротрофами;
в) анаэроб­ными автотрофами; г) анаэробными гетеротрофами.
9. При истощении запаса синтезированных абиогенным путем органических веществ, на Земле появились организмы по способу дыхания и способу питания:
а) аэробные автотрофы; б) аэробные гетеротрофы;
в) анаэробные автотрофы; г) анаэробные гетеротрофы.
10. Крупнейшим ароморфозом, оказавшим существенное воздействие на
ранние этапы эволюции жизни на Земле, было:
а) появление прокариот; б) появление эукариот;
в) возникновение фо­тосинтеза у прокариот; г) возникновение дыхания у эукариот.

Задание2
Вопросы письменно в тетради
1.По каким основным признакам (критериям) можно отличить живой объект от неживого? 
 2. Где и когда возникли первые живые организмы? Какими они были? 
 3. Какие этапы в развитии живых организмов на Земле вы можете назвать? 

Делаем фото  и отправляем мне на почту antropowa.oksana2016@yandex.ru
или https://vk.com/id594016941

Урок 28.04.2020

Гипотезы возникновения жизни


     Сегодня  мы    попробуем  «решить  загадку  жизни»,  над  которой  билось
много  умных  голов.  Что  же  такое  жизнь?  Жизнь  —  одно  из  сложнейших  явлений природы. С глубокой древности она воспринималась как таинственная и непознаваемая — вот почему по вопросам ее происхождения всегда шла острая борьба.
      Некоторые  приверженцы  идеалистических  взглядов  считают  жизнь  духовным,
нематериальным  началом,  возникшим  в  результате  божественного  творения.
Материалисты же, напротив, полагают, что жизнь на Земле возникла из неживой материи путем  самозарождения  (абиогенез)  или  была  занесена  из  других  миров,  т.е.  является порождением  других  живых  организмов  (биогенез).  Происхождение  жизни  на  нашей планете  – предмет  многовековых  дискуссий,  в  которых  участвовало  не  одно  поколение человечества.
     Например, Теофраст Парацельс (1493–1541) –  врач,  алхимик 16 века, предложил свой  «рецепт»  создания  живых  организмов.  Он  предлагал  рецепт  изготовления  гомункула  – «существа  разумного», взять  «известную человеческую жидкость»  (мочу)  и  заставить  ее гнить сначала 7 суток в запечатанной тыкве, а затем в течение сорока недель в лошадином желудке, ежедневно добавляя человеческую кровь. И в результате «произойдет настоящий живой ребенок, имеющий все члены, как дитя, родившееся от женщины, но только весьма маленького роста.»
       Голландский  ученый  Ян  Ван  Гельмонт  в  17 веке  описал  свой  опыт,  утверждая, что живые мыши якобы зарождались у него из грязного белья и горсти пшеницы, запертых в шкафу.  «Положи  в  горшок  зерна,  заткни  его  грязной  рубашкой  и  жди.  Что  случится? Через  двадцать  один  день  появятся  мыши:  они  зародятся  из  испарений  слежавшегося зерна и грязной рубашки». 
            Проблема происхождения жизни на Земле приобретает все большую сложность по мере углубления наших знаний о ней.

      Поставим перед  собой  проблемные вопросы, – как  возникла жизнь  на  Земле, какие существуют взгляды и гипотезы происхождения жизни на Земле? Какая из них наиболее убедительна? 
    Прежде  чем  говорить  о  проблеме  происхождения  жизни,  необходимо  определиться  с понятием  «жизнь».  Что  такое  жизнь?    С  точки  зрения  биоэнергетика,  жизнь  –  это получение энергии с помощью фотосинтеза. С точки зрения теории информации,  жизнь – это специфическая структура, способная к саморазмножению  с затратой энергии.  Кто-то скажет  движения  это  жизнь.  Но  однозначного,  полного  определения  жизни  пока  нет.  Единственный  способ  описать  жизнь  –  это  перечислить  основные  свойства  живых организмов. 
      Свойства живого: способность к движению, способность к росту и развитию, обмен веществ, дыхание, питание, раздражимость, размножение, клеточное строение.
      По  современным  научным  представлениям,  жизнь  —  это  процесс  существования
сложных систем, состоящих из больших органических молекул и неорганических веществ и способных самовоспроизводиться, саморазвиваться и поддерживать свое существование в  результате  обмена  энергией  и  веществом  с  окружающей  средой.  Это  одно  из определений. 
       С  глубокой  древности  и  до  нашего  времени  было  высказано  огромное  количество гипотез о происхождении жизни на Земле. Во второй половине ХХ века было предложено 120  теорий  и  гипотез  возникновения  жизни,  одни  были  самостоятельными,  другие представляли  собой  продолжение  уже  существующих.    Рассмотрим  некоторые,  часто обсуждаемые  гипотезы и теории.
        Гипотеза  –  предположение,  имеющее  недостаточное  доказательство,  а  теория  – взгляды,  имеющие  твердые      доказательства.  Поэтому  мы  говорим  о  гипотезах возникновения  жизни,  точного  доказательства  они  не  имеют,  да  и  трудно  это  сделать, потому, что не возможно провести эксперимент, доказывающий происхождение жизни на Земле.  Иногда  приравнивают  понятие  теории  и  гипотезы,  если  речь  идет  о  таких глобальных процессах.
     
    Креационизм – лат. слово creatio – сотворение.
     Согласно этой религиозной концепции, имеющей древние корни, все существующее во Вселенной,  в  том  числе  жизнь,  было  создано  единой  Силой  —  Творцом,  Богом  в результате    сверхъестественного  творения  в  прошлом.  Организмы,  населяющие  сегодня Землю, происходят  от  сотворенных  основных  типов  живых  существ.  Сотворенные  виды были с самого начала  превосходно организованы и  наделены способностью к некоторой изменчивости в определенных границах, в результате микроэволюции. 
      Традиционное  христианское  представление  о  сотворении  мира,  изложенное  в  Книге Бытия,  вызывало  и  продолжает  вызывать  споры.  Однако  выявляемые  в  текстах противоречия  не  делают  гипотезу  творения  менее  популярной.  Религия,  рассматривая вопрос  о  происхождении  жизни,  ищет  ответ  главным  образом  на  вопросы  «с  какой целью?»,  а  не  на  вопрос  «каким  образом?».  Если  наука  в  поисках  истины  широко использует  наблюдение  и  эксперимент,  то  богословие  стремится  к  постижению  истины через сверхъестественное откровение и веру.  
      Процесс  божественного  сотворения  мира  представляется  как  имевший  место  лишь единожды и поэтому недоступный для наблюдения. В связи с этим концепция творения не может  быть  ни  доказана,  ни  опровергнута  и существует  наряду  с  научными  гипотезами происхождения жизни.
        Фактически  сегодня  креационизм  является  гипотезой,  которую  широко
пропагандируют.  Религиозные  лидеры,  настаивающие  на  принятии  креационизма  в качестве научной гипотезы, но эта борьба не имеет ничего общего с научной гипотезой.    

Гипотезы самозарождения 
        На  протяжении  тысячелетий  люди  верили  в  самопроизвольное  зарождение  жизни, считая его обычным способом появления живых существ из неживой материи. Полагали, что  источником  спонтанного  зарождения  служат либо  неорганические соединения,  либо гниющие органические остатки. 
      Эта  гипотеза  была  распространена  в  Древнем  Китае,  Вавилоне  и  Египте.  Идея самозарождения  высказывалась  также  философами  Древней  Греции,    она,  по-видимому, так  же  стара,  как  и  само  человечество.  На  протяжении  истории  эта  гипотеза видоизменялась,  но  по-прежнему  оставалась  ошибочной.  Аристотель,  которого  часто провозглашают основателем биологии, писал, что лягушки и насекомые заводятся в сырой почве.  Платон  тоже  говорил  о  самозарождении  живых  существ  из  земли  в  процессе гниения.    В  Средние  века  многим  «удавалось»  наблюдать  зарождение  разнообразных живых существ, таких как насекомые, черви, угри, мыши, в разлагающихся или гниющих остатках организмов.
        Существовали такие легенды.  «Послушайте историю про  Бернакельского гуся. Этот гусь вырастает на обломках сосны, носящихся по морским пучинам. Вначале он имеет вид капельки  смолы.  Он  прикрепляется  клювом  к  дереву  и  выделяет  для  безопасности твердую скорлупу, в которой живет спокойно и беззаботно. Через некоторое время у гуся вырастают  перья,  и  тогда  он  сходит  с  куска  коры  в  воду  и  начинает  плавать.  А  в  один прекрасный день взмахивает крыльями и улетает.  Еще есть на свете и такие деревья, на которых растут плоды, имеющие форму дыни. Из них появляются ягнята».
        Эти  «факты»  считались  убедительными,  до  тех  пор,  пока  итальянский  врач
Франческо  Реди  (1626–1697)  не  подверг  сомнению  теорию  спонтанного  зарождения.  В 1668 г.  Реди проделал   опыт.  Он поместил  мертвых змей в разные  сосуды, причем одни сосуды накрыл кисеей, а другие оставил открытыми. Налетевшие мухи отложили яйца на мертвых змеях в открытых сосудах, вскоре из яиц вывелись личинки. В накрытых сосудах личинок  не  оказалось.  Таким  образом  Реди  доказал,  что  белые  черви,  появляющиеся  в мясе  змей,  —  личинки  флорентийской  мухи,  и  что  если  мясо  закрыть  и  предотвратить доступ  мух,  то  оно  не  «произведет»  червей.  Опровергнув  концепцию  самозарождения, Реди  высказал  мысль  о  том,  что  жизнь  может  возникнуть  только  из  предшествующей
жизни.
          Подобных  взглядов  придерживался  и  голландский  ученый  Антони  ван  Левенгук (1632–1723), который, используя микроскоп,  открыл мельчайшие организмы, невидимые невооруженным глазом. Это были бактерии и простейшие. Левенгук высказал мысль, что эти  крошечные  организмы,  или  «анималькулы»,  как  он  их  называл,  происходят  от  себе подобных
      Мнение  Левенгука  разделял  итальянский  ученый  Ладзаро  Спалланцани  (1729–1799), который решил доказать опытным путем, что микроорганизмы, часто обнаруживаемые в мясном бульоне,  самопроизвольно  в  нем  не  зарождаются.  Он  помещал  мясной  бульон в сосуды, кипятил эту жидкость на  огне, после  чего сосуды герметично запаивал.  В итоге бульон в  сосудах оставался  чистым  и свободным  от микроорганизмов. Своими  опытами Спалланцани  доказал  невозможность  самопроизвольного  зарождения  микроорганизмов. 
       Сокрушительный  удар  по  этой  гипотезе  был  нанесен  в  19в.  французским
микробиологом  Луи  Пастером  (1822–1895).  Он  показал,  что  бактерии  распространяются по воздуху и что если в воздухе, попадающем в колбы с простерилизованным бульоном, их нет, то и в самом бульоне они не возникнут. Пастер пользовался для этого колбами с изогнутым  S-образным  горлышком,  которое  служило  для  бактерий  ловушкой,  тогда  как воздух    свободно проникал в колбу и выходил из нее. К концу 70-х гг. 19 в. практически все  ученые  признали,  что  живые  организмы  происходят  только  от  других  живых организмов.

Гипотеза стационарного состояния.      Согласно этой гипотезе Земля никогда не возникала, а существовала вечно. Она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало,  виды животных и  растений  также  существовали  всегда.  Эту  гипотезу  называют  иногда  гипотезой этернизма  (от  лат.  eternus  —  вечный).  Концепция  вечной    Вселенной,  до  сих  пор характерна  для  восточных  религий,  таких  как  индуизм  и  буддизм.  С  точки  зрения современных астрономических знаний эта гипотеза не рассматривается как научная.

    Гипотеза панспермии
    Жизнь  на  Землю  занесена  случайно  или  преднамеренно  космическими  телами  или космическими пришельцами.
Биохимическая теория 
    Первую  научную  теорию  относительно  происхождения  живых  организмов  на  Земле создал  советский  биохимик  Александр  Иванович  Опарин  (1894–1980).  В  1924  г.  он опубликовал работу «Происхождение жизни на Земле», в которых изложил представления о  том,  как  могла  возникнуть  жизнь  на  Земле.  Согласно  этой  теории,  жизнь  возникла  в специфических  условиях  древней  Земли,  и  рассматривается  Опариным  как  единый естественный  процесс,  который  состоял  первоначальной  химической  эволюции, перешедшей  постепенно  на  качественно  новый  уровень  -  биохимическую  эволюцию.
     По  Опарину,  процесс,  приведший  к  возникновению  жизни  на  Земле,  может  быть разделен на три этапа: 1. Возникновение органических веществ. 2. Образование из более простых  органических  веществ  биополимеров  (белков,  нуклеиновых  кислот, полисахаридов, липидов и др.) и образованию коацерватных капель - структур типа геля.
3. Образованию полинуклеотидов – ДНК и РНК и включение их в коацерваты. Возникают примитивные самовоспроизводящиеся организмы.
     Огромное  достоинство  этой  теории  состоит  в  том,  что  большая  ее  часть  может  быть проверена. Например,  в 1953 году на установке биолога Стэнли Миллера были проведены такие опыты.
        Эксперимент  Миллера  был  предельно  прост.  Аппарат  состоял  из  двух  стеклянных колб,  соединенных  в  замкнутую  цепь.  В  одну  из  колб  помещено  устройство, имитирующее грозовые эффекты - два электрода, между которыми происходит разряд при напряжении около  60 тысяч вольт;  в  другой колбе  постоянно  кипит вода. Затем  аппарат заполняется атмосферой, предположительно существовавшей на древней Земле: метаном, водородом  и  аммиаком.  Аппарат  проработал  неделю,  после  чего  были  исследованы продукты  реакции.  В  основном  получилась  вязкое  месиво  случайных  соединений;  в растворе  также  было  обнаружено  некоторое  количество  органических  веществ,  в  том числе и простейшие аминокислоты  –  так называемый «первичный бульон».
        Первичные  клетки  предположительно  возникли  при  помощи  молекул  жиров
(липидов).  Так  создавался  комплекс  упорядоченных  молекул  жиров,  которые  за  счет прибавления к ним новых молекул постепенно отграничивали от всей окружающей среды некоторое пространство, которое и стало первичной клеткой, или коацерватом — вязкая, гелеобразная  капля.  Коацерваты  оказались  способными  поглощать  из  внешней  среды различные  органические  вещества,  что  обеспечивало  возможность  первичного  обмена веществ со средой. Иногда эту гипотезу называют коацерватная.  У этой гипотезы есть сторонники и противники.

    Теория  биохимической  эволюции  имеет  сторонников  среди  современных
ученых. Земля возникла около пяти миллиардов лет назад, первоначально температура ее поверхности  была  очень  высокой,  по  мере  ее  остывания  образовались  твердая поверхность - земная кора.
      Атмосфера,  первоначально  состоявшая  из  легких  газов  (водород,  гелий),  затем  эти газы  заменялись  более  тяжелыми  -  водяным  паром,  углекислым  газом,  аммиаком  и метаном.  Когда  температура  Земли  опустилась  ниже  100ºС,  водяной  пар  начал конденсироваться, образуя мировой океан. В это время, в соответствии с представлениями А.И.  Опарина,  в  первичных  земных  океанах,  насыщенных  разными  простыми химическими соединениями, «в первичном бульоне» под влиянием вулканического тепла, разрядов  молний,  ультрафиолетовой  радиации  и  других  факторов  среды  начался  синтез более  сложных  органических  соединений,  а  затем  и  биополимеров.  Сложные  молекулы аминокислот  случайно  объединялись  в  пептиды,  которые,  в  свою  очередь,  создали первоначальные  белки.  Из  этих  белков  синтезировались  первичные  живые  существа микроскопических размеров.
        Гипотеза  Опарина  была  лишь  первым  шагом  в  развитии  биохимических
представлений  о  возникновении  жизни.  Он  говорил  о  запуске  процесса  химической эволюции, которая предшествует эволюции биологической.

     Практическая работа: заполнить таблицу

Гипотезы происхождения жизни на Земле

Название гипотезы

Сторонники  гипотезы

Представления о возникновении
жизни


Креационизм  –
Божественное
сотворение мира




Гипотеза
самопроизвольного
зарождение жизни




Гипотеза  стационарного
состояния




Гипотеза  панспермии  –
космическое
происхождение жизни




Гипотеза
биохимической
эволюции





    

 Делаем фото  и отправляем мне на почту antropowa.oksana2016@yandex.ru
или https://vk.com/id594016941

Урок 22.04.2020

Тестирование по теме: «Биосфера».

1.Биосфера включает:
а) живое вещество
б) костное вещество
в) вещества рассеянных атомов
г) биогенное вещество
д) вещества, находящиеся в состояние радиоактивного распада
е) биокосное вещество
ж) вещества космического происхождения.
2. К живому веществу биосферы относятся:
а) растения, б) животные, в) микроорганизмы, г) грибы, д) водоросли, е) почва, ж) вода,
з) воздух.
3. К костному веществу биосферы относятся:
а) вода, б) воздух, в) животные, г) горные породы минерального происхождения, ж) почва, д) растения.
4. К биогенному веществу биосферы относятся:
а) торф, б) каменный уголь, в) кислород, г) углекислый газ, д) нефть, е) известняк,
ж) гранит, з) вода, и) природный газ, к) песок, л) глина.
5.К биокосному веществу биосферы относятся:
а) вода, б) почва, в) глина, г) песок, д) воздух, е) растения, ж) животные з) ил
6.Решающее значение в преобразовании биосферы принадлежит живому веществу, так как оно способно:
а) аккумулировать и трансформировать солнечную энергию,
б) размножаться и этим обеспечивать непрерывность своей деятельности,
в) совершать химические реакции со скоростью, во много раз превышающей скорость реакций неживой природы.
7.Биогенные элементы – это химические элементы:
а) жизненно необходимые организмам,
б) мало распространённые в составе живой природы.
в) все химические элементы, которые находятся в живых организмах
8. Границами биосферы являются:
а) нижняя часть атмосферы высотой до 20 км,
б) верхняя часть гидросферы до 200 метров
в) вся гидросфера (глубиной 8-10 км),
г) литосфера (глубиной 2-3 км).
Д) только самый верхний слой литосферы - почва
9. Жизнь можно обнаружить:
а) в любой точке биосферы    б) в любой точке Земли  
г) в любой точке биосферы, кроме Арктики и Антарктики
д) жизнь есть даже в космосе
10. В круговороте азота в биосфере главная роль принадлежит:
а) водорослям   б) бактериям   в) растениям    г) рыбам
11.Выберите из списка загрязнители атмосферы:
а) сточные воды   б) выхлопные газы     в) парниковые газы    г) нефть    д) радиация
12. Устойчивость биосферы обеспечивается:
 а) круговоротом веществ, б) постоянным притоком солнечной энергии, в) хозяйственной деятельностью человека, г) видовым разнообразием растений и животных.
13. К чему не  приводит перевырубка лесов:
а) снижение уровня грунтовых вод     б) эрозии почвы   в) изменению климата
в) снижению биологического разнообразия
14. Наиболее молодая из всех сфер Земли – биосфера, так как она возникла только с появлением:
а) гидросферы               б) литосферы
в) атмосферы                    г) жизни на Земле
15. Мельчайшие живые организмы океана, не способные сопротивляться току воды, называются:
а) бентос   б) нектон   в) планктон   г) плёнка жизни
16. Истребление редких животных является воздействием на биосферу:
а) прямым          б) косвенным
17. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии является:
а)животные                 б) грибы
в)бактерии                  г) растения
18. Охраняемая природная территория, на которой возможна частичная хозяйственная деятельность, называется:
а) национальный парк           б) заповедник    в) заказник    г) памятник природы
 19.Отрицательные последствия воздействия человека на биосферу проявляются в:
а) изменении атмосферного давления
б) регулировании численности популяции промысловых животных
в) сокращении биоразнообразия
г) создании новых сортов растений и пород животных 
20.В результате накопления продуктов горения в верхних слоях тропосферы возникает глобальное явление:
а) озоновые дыры               б) парниковый эффект
в) кислотные дожди    г) увеличение космической радиации
21.Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:
а) заповедниках                б) заказниках
в) биогеоценозах                г) природных парках
22.Учение о ведущей роли живого вещества в существовании биосферы создал русский ученый:
    а) Н.И.Вавилов     б) И.П.Павлов            в) И.И.Мечников           г) В.И.Вернадский
23. Космическая роль растений на Земле состоит в том, что они:
       а) выделяют кислород
б) поглощают из окружающей среды минеральные вещества
в) поглощают из окружающей среды углекислый газ
       г) аккумулируют солнечную энергию
24. Эрозия почвы бывает:
а) ветровая и водная    б) ветровая и химическая    в) химическая и водная
25. Опасность радиоактивного загрязнения состоит в том, что:
а) уменьшается плодородие почвы   б) загрязняются водоёмы
в) происходят мутации в клетках живых организмов г) сокращается количество кислорода

Делаем фото  и отправляем мне на почту antropowa.oksana2016@yandex.ru

Урок 15.04.2020 и 21.04.2020

Основы рационального природопользования
Являясь частью природы, человек на протяжении многих столетий использовал ее дары для развития технологий и во благо людской цивилизации, нанося при этом колоссальный и непоправимый вред окружающему пространству. Современные факты ученых свидетельствуют о том, что пора задуматься о разумном использовании природы, потому что бездумная растрата земных ресурсов может привести к необратимой экологической катастрофе.
Система природопользования Современная система природопользования — это целостная структура, охватывающая все области деятельности человека на современном этапе, включая общественное потребление природных ресурсов. Наука рассматривает природопользование, как комплекс мер по рациональному использованию природных ресурсов, направленных не только на переработку, но и на восстановление, с помощью усовершенствованных способов и технологий. Кроме того, это дисциплина, дающая теоретические знания и практические умения по сохранению и приумножению природного разнообразия и богатства всего мирового пространства.
По происхождению природные ресурсы делят на:
Биологические — все живые организмы, населяющие биосферу, являющиеся источниками духовных и материальных благ для человека (растения, микроорганизмы, деревья, домашние и дикие животные, культурные растения, генетические ресурсы и т. п. ).
Минеральные — все полезные ископаемые, залегающие в пределах литосферы, из которых добывается минеральное сырье пригодное для хозяйственного использования (металлы, руда, уголь, драгоценные и полудрагоценные камни, материалы для строительного и горнорудного производства, нефть, газ и т. д. ).
Энергетические, представляют собой источники энергии, получаемые из солнца, атомов, топлива, станций, воды и термальных источников.
По производственному использованию выделяют:
Водные ресурсы — вся поверхностная и находящаяся под землей вода. Мировой земельный фонд.
Ресурсы флоры и фауны — животные, растения, обитатели воды.
Лесной фонд — часть земельных ресурсов, на которых произрастают деревья, кустарники, травы.
Гидроресурсы — это энергия и ископаемые озер, рек, морей, океанов.
 По степени истощаемости:
Неисчерпаемые — ресурсы способные к использованию длительное время и в неограниченном количестве (ветер, приливы, солнечная энергия).
Исчерпаемые — ограниченные ресурсы, которые невозможно возобновить либо восстановление будет длиться миллионы лет (горные породы).
Исчерпаемые возобновимые. К этой группе относят ресурсы, обновляющиеся естественным (лес, плодородный слой земли) и искусственным путем (очистка воздуха, воды, восстановление пород животных, видового количества растений).
Рациональное и нерациональное природопользование Рациональное природопользование — это непрерывное воздействие человека на окружающее пространство, где он умеет управлять взаимоотношениями с природой на основе ее сохранения и защиты от нежелательных последствий в процессе своей деятельности. Признаки рационального природопользования: Восстановление и воспроизводство ресурсов природы. Сохранение земли, воды, животных и растительного мира. Бережное извлечение полезных ископаемых и безвредная переработка. Сохранение природной среды для жизни человека, животных и растений. Поддержание экологического баланса природной системы. Регулирование рождаемости и численности населения. Рациональное природопользование подразумевает взаимодействие всей природной системы на основе поддержания законов экологии, рационализации в использовании, сохранении и приумножении имеющихся ресурсов. В основе сущности природопользования лежат первичные законы взаимного синтеза различных природных систем. Таким образом, под рациональным природопользованием понимают анализ биосистемы, ее бережная эксплуатация, охрана и воспроизводство с учётом не только текущих, но и будущих интересов развития отраслей экономики и сохранения здоровья людей. Примерами рационального природопользования является: высадка зеленых насаждений, строительство заповедников и парков; переработка и использование отходов от заводов и фабрик; возведение очистительных сооружений, использование технологий закрытого цикла водоснабжения на промышленных предприятиях; поиск и разработка «чистых» видов топлива и энергии; применение «зеленых» технологий и методов рационального природопользования; охрана и рациональное использование земельных ресурсов, а также рекультивация земель в районах добычи угля и полезных ископаемых; приумножение редких видов животных, птиц, насекомых, рыб и растений, внесённых в Красную книгу. осушение болот в верховьях малых рек — рациональное решение для заболоченных зон. Текущее положение природопользования показывает нерациональный подход, который приводит к разрушению экологического баланса и весьма тяжелому восстановлению от воздействия человека. Помимо этого, экстенсивная эксплуатация на базе старых технологий обусловила ситуацию, при которой окружающая среда находится в загрязнённом и угнетенном состоянии. Признаки нерационального природопользования: отсутствие системного подхода в разработке ресурсов; пренебрежение сберегающими технологиями; игнорирование методик по добыче полезных ископаемых; увеличение отходов при производстве; экстенсивное использование сельскохозяйственных и прочих земель; нарушение экологических законов, норм и стандартов. Существует довольно большое количество примеров нерационального природопользования, которое, к сожалению, превалирует в хозяйственной деятельности и характерно для интенсивного производства. Примеры нерационального природопользования: Подсечно-огневое земледелие, распашка склонов на возвышенностях, что приводит к образованию оврагов, эрозии почвы и уничтожению плодородного слоя земли (гумуса). Изменение гидрологического режима. Вырубка леса, уничтожение заповедных зон, избыточный выпас скота. Сброс отходов и сточных вод в реки, озера, моря. Загрязнение атмосферы химическими веществами. Истребление ценных видов растений, животных и рыб. Открытый способ добычи полезных ископаемых. Принципы рационального природопользования Деятельность человека, в рамках поиска путей по рациональному использованию природных богатств и совершенствования методов экологической безопасности основывается на следующих принципах: Системный принцип базируется на подходе, в котором задействована оценка влияния производственных источников воздействия на природную среду и ее ответная реакция в определенный временной промежуток. Принцип оптимизации, основан на поиске оптимальных решений и дальнейшем использовании системных методов, заключающихся во взаимодействии экологических и экономических факторов, прогнозных расчетов для региональных субъектов и различных отраслей. Принцип опережения темпов связан с объективными экономическими законами, которые предполагают оптимизацию расхода природных ресурсов и снижение отходов в производственных циклах. Принцип гармоничных отношений с природой — это создание условий для обеспечения и поддержки экологической безопасности, то есть все хозяйственные и техногенные факторы не должны наносить вред окружающей среде. Теоретически, техническая революция привела к опережению темпов человеческой деятельности в сравнении с эволюцией природы, но на практике, окружающая среда не в состоянии противостоять и приспособиться к новым условиям и поэтому начинает видоизменяться и гибнуть. Принцип меры в использовании природных систем. Изымая природные блага нужно помнить, что их количество ограничено, а период для самовосстановления занимает длительное время. В этом случае, следует планировать расход и количество используемого природного ресурса исходя из структуры экосистемы, безопасности функционирования и биогенных факторов. Принцип саморегуляции. В построении высокотехнологичных комплексов нужно учитывать проблему пропорционального влияния человека на устойчивость биосферы, то есть целесообразно заранее учесть и снизить негативные факторы, нежели нарушить устойчивость и препятствовать естественному природному развитию. Принцип комплексного использования, заключается в привязке производства к определенной территориальной единице. На практике, это позволяет сконцентрировать в едином пространстве специализированную структуру из совокупности сырьевых, энергетических, людских, земельных ресурсов и тем самым снизить отходы, а также вредные техногенные факторы. Принцип безотходности предполагает замкнутый производственный цикл, при котором одно производство способно перерабатывать и утилизировать отходы другого. По сути, сама природа своим круговоротом подсказала человеку, что возможно использовать потенциал на основе ресурсосберегающих технологий. Пути реализации принципов На современном этапе многие страны реализуют политические программы и проекты в области применения рациональных методов использования природных ресурсов, которые касаются: государственной политики по охране окружающего пространства; принятия международных экологических норм, стандартов и законов; устойчивого использования биологического и генетического разнообразия экосистемы; фактов разрушительного воздействия на среду обитания живых организмов; соблюдения принципов агроэкологии при эксплуатации плодородных земель; рационального размещения промышленных предприятий и комплексов; внедрения эффективных региональных и международных биосистем; комплекса природоохранных мероприятий для каждого региона, страны и мирового пространства; экологического мониторинга и прогнозирования последствий от хозяйственной деятельности на основе прогрессивных технологий; ведения достоверной базы данных о текущем состоянии мировой экосистемы; оценки продуктивности и восстановления запасов в мировых водах; проблемы чистой питьевой воды; содействия развивающимся странам в установлении экологического правового механизма. Кроме того, в рамках отдельного государства, ведутся работы, направленные на разработку и внедрение региональных планов и мероприятий окружающей среды, а руководство и контроль деятельности в данной области должны осуществлять и государственные и общественные организации. Эти меры позволят: обеспечить население экологически безопасной работой на производстве; создать здоровую среду для жителей городов и сел; уменьшить опасное воздействие от природных катаклизмов и катастроф; сохранить экосистему в неблагополучных регионах; внедрить современные технологии для обеспечения экологических норм; регулировать акты природоохранного законодательства. Проблема рационального использования природных ресурсов гораздо шире и сложнее, чем может показаться, на первый взгляд. Нужно помнить, что в природе все тесно взаимосвязано и ни один ее компонент не может существовать изолированно друг от друга. Ущерб, нанесенный в ходе вековой хозяйственной деятельности поправим лишь в том случае, если общество будет осознанно подходить к решению проблем по глобальной экологической ситуации. А это каждодневная работа для отдельной личности, государства и мирового сообщества. Кроме того, прежде чем сохранять какой-либо биологический субъект, необходимо досконально изучить всю агробиологическую систему, овладеть знаниями и понять суть ее существования. И только познав природу и ее законы, человек сможет рационально пользоваться всеми ее благами и ресурсами, а также приумножить и сберечь для будущего поколения людей.

Урок рассчитан на два часа, жду работы 21.04.2020

Практическая работа
Выполнить рисунок – схему применение рациональных методов использования природных ресурсов.
Делаем фото  и отправляем мне на почту antropowa.oksana2016@yandex.ru
или классному руководителю

Урок 14.04.2020

Антропогенное воздействие на биосферу

Главное, что отличает Землю от других планет Солнечной системы, — это наличие жизни. Экологическая ситуация в мире требует изменить отношение человека к природе, в связи с чем первостепенное значение приобретает экологическое воспитание и образование.
Слово «биосфера» происходит от древнегреческих слов «биос» — жизнь и «сфера» — шар. Биосфера — это оболочка Земли, которая заселена живыми организмами и преобразована ими. Учение о биосфере основал Владимир Иванович Вернадский. В своих научных работах Вернадский писал о почве, минералах, растениях, животных, человеке, Вселенной. Согласно его мнению, основу биосферы составляют живые организмы. Они не только обитают на планете, но и активно изменяют её.

Биосфера — это среда жизни человека. Одновременно человек как живой организм также является частью биосферы. Для полноценной жизни человеку необходимы продукты питания, материалы, лекарства, топливо. Источником всего этого чаще всего служит биосфера. С самого начала своего существования человек использовал её богатства. Первобытный человек выживал за счёт охоты, рыболовства и собирательства. С усовершенствованием орудий охоты человек быстро истребил крупных копытных, пещерных медведей и мамонтов. В условиях отсутствия достаточного количества пищи человек перешёл к земледелию, затем к скотоводству. Таким образом он неосознанно создавал искусственные круговороты веществ в природе. С появлением промышленности эволюция биосферы вступила в новую фазу, где человеческая деятельность стала мощной природной движущей силой. Новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы, называется ноосферой.

Человечество не может существовать, не используя природных ресурсов, не влияя на их количество и качество, а, следовательно, не внося изменений в окружающую его природную среду. Любое загрязнение природной среды, в котором участвует человек, называется антропогенным.
Загрязнение почвенного покрова может происходить в результате безграмотного ведения сельского хозяйства. В современном сельском хозяйстве широко используются разнообразные химические вещества — минеральные удобрения, различные препараты для борьбы с вредными для растений насекомыми и так далее. Неудачный выбор минеральных удобрений может вызвать избыточное подкисление или подщелачивание почв. Нитратные удобрения загрязняют грунтовые и поверхностные воды. Пестициды, которые защищают растения от болезней,
оказывают отрицательное влияние на численность и активность почвенной фауны и микроорганизмов.
С развитием цивилизации началось и продолжается до сих пор уничтожение лесов. Это приводит к катастрофическим последствиям: сильной эрозии почв, частым песчаным бурям, наводнениям и летним засухам. Охрана лесов предполагает прежде всего рациональное их использование и воспроизводство. Вырубка лесов, добыча полезных ископаемых, распашка полей, осушение болот, строительство дорог и другие антропогенные факторы негативно влияют на численность и разнообразие животных.

Бытовые свалки — это ещё одна беда человечества. Каждый человек в год производит более одной тонны мусора, а скопление отходов на окраинах крупных городов способно полностью уничтожить экосистему данной местности. В результате таких изменений условий жизни ежедневно уменьшается разнообразие растительного и животного мира.

Разрастание городов — ещё один процесс, который вытесняет природные ландшафты с поверхности нашей планеты. Города и связывающие их дороги занимают всё больше места. Крупные города являются местом концентрации транспорта и промышленных предприятий, становятся мощным фактором, воздействующим на ландшафты окружающих территорий. Выхлопные газы поступают в атмосферу, включаются в состав смога и ещё больше отравляют воздух, которым мы дышим. И не только мы: им дышат животные и растения, он растворяется в воде водоёмов и так далее.
Как видим, взаимоотношения природы и человека очень непростые. Человек берёт у природы всё необходимое для жизни и производства, а взамен даёт только защиту от своей собственной деятельности. Человек обязан защищать планету от загрязнений, не допускать уничтожения лесов, сохранять многообразие живых организмов на планете и бережно относиться к природе. Сегодня будущее человечества зависит от самого человека, от того, какой станет окружающая среда и как будут приспосабливаться к ней живые организмы.
Практическая работа
Сформулировать основные законы экологии и выполнить буклет
Делаем фото и отправляем мне на почту antropowa.oksana2016@yandex.ru

Урок 08.04.2020

Эволюция биосферы
Читаем параграф, конспектируем основные моменты (приветствуются схемы и таблицы) и письменно отвечаем на вопросы в тетради.
Делаем фото  и отправляем мне на почту antropowa.oksana2016@yandex.ru

Контрольные работы за 07.04.2020 жду на почте
Катя и Даша высылаем мне на почту проекты для проверки + фото

Урок 07.04.2020

Контрольная работа
Тема «Экологические факторы. Условия среды»

Часть I.
Выберите один правильный ответ
1. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, называют факторами:
а) абиотическими
б) биотическими
в) экологическими
2. Соответствие между организмами и средой их обитания проявляется в такой форме:
а) строение ласта морских млекопитающих
б) длинная шерсть у домашней кошки
в) высокая молочная продуктивность у коров

3. Антропогенный фактор - это:
а) воздействие на организмы, популяции, сообщества растений и животных
б) воздействие света, воды на организмы, популяции, сообщества;
в) изменение среды обитания и самих организмов, популяций, сообществ под влиянием деятельности человека.

4. К экологическим факторам относятся:
а) абиотические
б) биотические
в) антропогенные
г) верны все ответы

5. К биотическому фактору относится:
а) свет
б) влажность
в) состав почвы
г) паразитизм

6. Косвенное влияние на организмы оказывает:
а) свет
б) рельеф
в) тепло
г) влажность

7. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:
а) абиотического
б) биотического
в) антропогенного
г) вообще не экологического

8. Опыление растений насекомыми это пример фактора:
а) абиотического
б) биотического
в) антропогенного

9. К абиотическим факторам относятся:
а) свет и ветер
б) паразитизм и хищничество
в) влажность и загрязнение
г) состав почвы и симбиоз

10. Изменяющиеся во времени и пространстве абиотические факторы среды называются:
а) абиотическими условиями
б) биотическими условиями
в) экологическими условиями
г) антропогенными условиями

11.* В процессе окисления жиров воду получает
а) платяная моль и верблюд
б) корова и собака
в) пшеница и береза
г) бабочка и паук

12.* Экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность современных пресмыкающихся:
а) абиотические
б) биотические
в) антропогенные.
г) абиотические и биотические

13.* Какой продукт человеческой деятельности будет дольше всего перерабатываться в круговороте веществ:
а) бумага
б) полиэтилен
в) жесть
г) ткань хлопчатобумажная

14.* В условиях урбанизации происходят следующие изменения абиотических факторов:
а) повышение температуры и скорости ветра
б) снижение температуры и скорости ветра
в) повышение температуры и кислотности
г) снижение температуры и кислотности

15.* Температура остается постоянной в среде:
а) почвенной
б) водной
в) наземно-воздушной
г) нет правильного ответа

16.* Наиболее вредное воздействие на живые организмы может оказывать
а) инфракрасное излучение
б) излучение в сине-зеленой части спектра
в) излучение в желто-красной части спектра
г) ультрафиолетовое излучение

17.* К абиотическим факторам окружающей среды относят:
а) рельеф, климат, температуру, свет, влажность, соленость воды
б) растительный опад, минеральный состав почвы, влажность
в) соленость воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет
г) газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами

18.* К биотическим факторам окружающей среды относят:
а) растительный опад, минеральный состав почвы, влажность
б) соленость воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет
в) гибель растений и животных от инфекций, вызванных микроорганизмами
г) газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами

19.* К антропогенным факторам окружающей среды относят:
а) соленость воды, минеральный состав почвы и газовый состав атмосферы
б) растительный опад, влажность, влажность, соленость воды
в) гибель растений и животных от инфекций, вызванных микроорганизмами
г) загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами

Часть II.
Выберите правильные суждения
1. Пределы температурной выносливости у различных организмов одинаковы.
2. Вода – составная часть каждого живого организма.
3. Свет Солнца служит единственным источником энергии для живой природы.
4. Среди животных наибольший диапазон температур выдерживают земноводные.
5. Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы.
6. Свет служит сигналом к перестройке протекающих в организме процессов, что позволяет им наилучшим образом отвечать на происходящие изменения внешних условий.
7. Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы.
8. Ветер оказывает непосредственное влияние на организмы.
9. Загрязняющие вещества не могут передаваться по цепям питания
10. Загрязнение природы приводит к снижению видового разнообразия и нарушению устойчивости биоценозов.

Тема «Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы»

Часть I.
Выберите один правильный ответ
1. Закон минимума был сформулирован:
а) Ю. Либихом
б) В. Докучаевым
в) В. Вернадским
г) А. Опариным

2. Ограничивающие факторы для популяции могут быть связаны с недостатком:
а) воды
б) тепла
в) пищи
г) со всеми этими факторами

3. Толерантность - это способность организмов:
а) выдерживать изменения условий жизни
б) приспосабливаться к новым условиям
в) образовывать локальные формы
г) приспосабливаться к строго определенным условиям

4. Какие из абиотических факторов лимитируют распространение жизни в океане, но обычно не лимитируют распространение жизни на суше?
а) минералы, азот
б) минералы, кислород
в) свет, азот
г) свет, кислород

5. Популяция, которая занимает в составе биоценоза определенное положение, называется:
а) жизненной формой
б) экологической нишей
в) экотипом
г) ареалом

6.* Действие экологических факторов на живые организмы в качестве раздражителей:
а) вызывает приспособительные изменения у организмов
б) обусловливает невозможность существования организмов в данных условиях
в) вызывает структурно-функциональные изменения у организмов
г) свидетельствуют об изменениях других факторов среды

7.* Наиболее эффективно проявляется действие экологического фактора на организм при его значениях;
а) минимальных
б) максимальных
в) оптимальных
г) минимальных и максимальных

8.* Экологические факторы воздействуют на живые организмы:
а) одновременно и совместно друг с другом
б) одновременно и изолированно друг от друга
в) совместно друг с другом, но в определённой последовательности
г) изолированно друг от друга и в определённой последовательности

9.* Экологические факторы, ограничивающие распределение живых организмов в условиях тундры;
а) недостаток тепла
б) недостаток влаги и тепла
в) недостаток пищи и влаги
г) избыток влаги и недостаток пищи

10.* Экологические факторы, ограничивающие распространение живых организмов в условиях пустыни;
а) избыток тепла
б) недостаток влаги и пищи
в) избыток тепла и недостаток пищи
г) отсутствие почвы и недостаток пищи
Часть II.
Выберите правильные суждения
1. Толерантность особи остается неизменной в течение всей жизни.
2. Высокая специализация организмов - это приспособленность к строго определенным условиям.
3. Организмы с широким диапазоном толерантности, как правило, имеют больше шансов в борьбе за существование.
4. Любой фактор, влияющий на живые организмы, может стать либо оптимальным, либо ограничивающим, в зависимости от силы своего воздействия.
5. Плавная кривая соответствует узкому диапазону толерантности.
6. Любой организм может существовать лишь в определенном температурном интервале.
7. Лимитирующим фактором для организмов всегда является температура.
8. Экотипы характеризуются различными границами стойкости к температуре, свету или другим факторам.
9. Кривая толерантности имеет форму гиперболы.
10. Успешное выживание живых организмов зависит от комплекса условий.
11. Экологические факторы оказывают постоянное воздействие на живые организмы, но действуют изолированно друг от друга.
12. Интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности организма, называют биологическим оптимумом.
13. Пределы чувствительности организмов к отклонению от оптимума по какому-либо из факторов не зависят от интенсивности действия других факторов.
14. Существование каждого вида ограничивается тем из факторов, который наиболее отклоняется от оптимума.

Урок 18.03.2020

Саморазвитие экосистемы. Определение сукцессии.Любое сообщество динамично, в нем постоянно происходят изменения в состоянии и жизнедеятельности его членов и соотношении популяций. Поступательные изменения в сообществе приводят в конечном итоге к смене этого сообщества другим, с иным набором господствующих видов. Такой процесс называется «Экологическая сукцессия» - записать определение в тетрадь. - Сукцессия ( от лат. succesio — преемственность, наследование)  последовательная смена биогеоценозов (экосистем), выраженная в изменении видового состава и структуры сообщества. Стадии экологической сукцессии.
 Что является главным в развитии экосистемы? От чего зависит саморазвитие?От темпа прироста биомассы автотрофов.Выделить равновесную и скачкообразную смену экосистемПриведите примеры постепенной и скачкообразной смены биогеоценоза.2.3 Классификация сукцессий
Типы сукцессии по основному компоненту1. автотрофная2. гетеротрофная·         Виды сукцессий по истории возникновения. Самостоятельно по учебнику стр. 166) выделить отличие и привести примеры)1) Первичная сукцессия2) Вторичная сукцессияЧем объясняется скорость изменений при вторичной и первичной сукцессии?Первичное сообщество оставляет после себя большое количество питательных веществ, развитую почву, что ускоряет рост и развитие новых поселенцев. Вывод: для сукцессии характерны постоянные измененияВыделяю 4 типа сукцессионных изменений, связанных между собой:1) непрерывная смена растений и животных2) создается повышение видового разнообразия3)увеличивается биомасса живого вещества4)постепенно снижается скорость прироста биомассы и уменьшается количество энергии Практическая работа
Задание №1. В чем же основная причина смены биогеоценозов?Задание №2. Проанализируйте и выскажите предположение о нарушении экологического равновесия после пожара.  Карточка № 1Реши тест, выбирая в каждом вопросе один ответ.1. Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофиче­ском уровне, потому что и те и другие:а) поедают растительноядных животных;б) живут в сходных местообитаниях;в) имеют примерно одинаковые размеры;г) имеют разнообразную кормовую базу.2. Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в це­пях питания, с каждым звеном:а) уменьшается; б) увеличивается;в) остается неизменным; г) изменяется циклически.3. Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на дру­гой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:а) 1%; б) 5%; в) 10%; г) 15%.4. Из приведенных ниже экосистем выберите ту, которая характеризуется наибольшим ежегодным приростом биомассы:а) сфагновые болота; б) дубравы;в) влажные тропические леса; г) степи.5. Биопродукцией называется:а) способ образования органического вещества;б) скорость образования органического вещества;в) форма образования органического вещества;г) скорость видообразования.6. Продукцию растений (продуцентов) называют:а) первичной; б) вторичной;в) третичной; г) основной.7. Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к последующему происходит передача вещества, называют:А) экологической пирамидой массы; в) цепью питания;Б) экологической пирамиды энергии; г) саморегуляцией.8. Растения связывают в ходе фотосинтеза в среднем около:а) 1 % энергии света; б) 5% энергии света;в) 10% энергии света; г) 20% энергии света;9. Цепи выедания начинаются с:а) продуцентов; б) консументов;в) редуцентов; г) травоядных животных.10. Наименьшим ежегодным приростом биомассы обладает такая экосистема, как:а) березовая роща; б) дубрава;в) лесотундра; г) арктическая тундра.  Карточка №2.Ответьте на вопросы:1. Известно, что на каждый последующий трофический уровень перехо­дит примерно 10% энергии, заключенной в организме. Объясните, на что расходуются остальные 90%.2. Приведите примеры видов, находящихся на вершинах экологических пирамид (3 примера)3. Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 г. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей — 1 г. 1.1 месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4 г. На основании правила экологической пирамиды определите, какую масс насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истреблении самкой растительноядных насекомых? Карточка №3.1). Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите   консумент второго порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны 2). Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха. Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.3). Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к    продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь?            Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев. Синквейн.1 строка - понятие2 строка – 2 прилагательных3 строка – 3 глагола4 строка – предложение из 4 слов5 строка – существительное . Задание: составить синквейн «Сукцессия»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Расписание на 29.05.2020

Физика Английский язык Алгебра История Обществознание Литература