Физика

  Урок 30.05.2020

Тема: «Повторение»

1.       Задание: просмотреть видеоурок на повторение.

2.       Задание: пройти по ссылке и ответить на вопросы теста, результат прислать мне.
Д/з нет.



Урок 29.05.2020

тема: "Повторение"

Задание: просмотреть видеоурок 
Д/з: нет.



Урок 28.05.2020

Тема: «Повторение»
1.       Задание: просмотреть видеоурок на повторение.
2.       Задание: пройти по ссылке, ответить на вопросы теста, результат прислать мне.
Д/з: повторить материал по теме «Оптика»

 Урок 23.05.20.

Тема: «Повторение»
1.       Задание: пройти тест
2.       Задание: разгадать кроссворд


3.       Д/з: повторить формулы для решения задач.

Урок 21.05.20.

Тема: «Повторение»
Цель: повторить материал физики за курс 9 класса
Задание: разгадать кроссворд.

По горизонтали:
1.      Явление передачи внутренней энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому.
2.      Мельчайшая частица вещества.
3.      Видимое излучение.
4.      Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места их возмущения.
5.      Время одного полного колебания.
6.      Частица, имеющая самый маленький заряд.
7.      Явление сложения в пространстве вон, при котором образуется постоянное во времени распределение амплитуды результирующих колебаний.
8.      Катушка с железным сердечником внутри.
9.      Резкое возрастание амплитуды.
10.  Явление превращения пара в жидкость.
11.  Частицы, из которых состоят молекулы.
12.  Явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества.
13.  Линия,  по которой движется тело.
14.  Передача энергии вследствие теплового движения частиц тела.
15.  Положительно заряженная часть в центре атома.
16.  Явление превращения жидкости в пар.
17.  Единицы мощности.
18.  Мера инертности.
19.  Единица длины.
20.  Величина, равная отношению пути ко времени движения.
По вертикали:
1.      Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом.
2.      Максимальное смещение от положения равновесия.
3.      Величина, равная произведению массы тела на его скорость.
4.      Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое состояние.
5.      Число колебаний в единицу времени.
6.      Величина, равная произведению напряжения  и силы тока.
7.      Взаимодействие, возникающее в месте сопротивления тел, которое препятствует их относительному движению.
8.      Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии.
9.      Твёрдое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.
10.  Прозрачное тело, ограниченное  двумя сферическими поверхностями.
11.  Вещество, не имеет  формы и заполняет весь предоставленный сосуд.
12.  Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия других тел.
13.  Наука о живой и неживой природе.
14.  Упорядоченное (направленное ) движение заряженных частиц.
15.  Перенос энергии струями жидкости или газа снизу вверх.
16.  Элементарная нейтральная частица.
                Д/з: повторить формулы для решения задач. 

Урок 18.05.20.
Тема: "Повторение"
цель: повторить материал по курсу 9 класса
Задание- выполнить тест в тетради.




Д/з: стр. 333,  № 2, 3 поработать с векторами и графиком.

Урок 16.05.20.

Тема: «Повторение. Электромагнитное поле»
Цель: повторить теоретический материал по данной теме.

I.                   Повторение.

К середине XIX в. в физике накопилось достаточно много сведений об электрических и магнитных явлениях. Эти сведения требовали систематизации и сведения в единую теорию. Такая теория была создана выдающимся английским физиком Джеймсом Максвеллом. Ее основные положения были опубликованы в 1864 г. в работе «Динамическая теория электромагнитного поля». Именно в этой работе впервые появился сам термин «электромагнитное поле».

   Согласно теории Максвелла, переменные электрические и магнитные поля не могут существовать по отдельности: изменяющееся магнитное поле порождает электрическое поле, а изменяющееся электрическое поле порождает магнитное поле. А раз эти поля всегда существуют вместе, то, значит, они образуют единое целое - электромагнитное поле, которое распространяется в виде  электромагнитных  волн.

Электрическое поле  создается не только электрическими зарядами, но изменяющимся магнитными полями ( М.Фарадей).

Магнитное поле создается не только  электрическими токами, но и переменными электрическими полями(  Дж.К.Максвелл).

1.Определение  электромагнитного поля  – фундаментальное физическое поле, взаимодействующее с электрически заряженными телами, а также с телами, имеющими собственные дипольные и мультипольные электрические и магнитные моменты. Представляет собой совокупность электрического и  магнитного полей, которые могут , при определенных условиях порождать друг друга, а по сути являются одной сущностью.

2. Электромагнитное  поле- особый вид материи, посредством которой осуществляется воздействие между электрическими заряженными частицами.
При  ускоренном движении заряженных частиц  электромагнитное поле    «отрывается» от них и существует в форме электромагнитных волн, не исчезая с устранением источника, т е возникает электромагнитное возмущение.
 
  Свойства:

Источник электромагнитного поля – ускоренно движущиеся электрические заряды.
 Распространяющиеся возмущения (или колебания) электромагнитного поля называют электромагнитными  волнами.

Существование  электромагнитных волн предсказал Максвелл.
 Максвелл не дожил до открытия электромагнитных волн. Доказать их существование удалось лишь в 1888 г. немецкому физику Генриху Герцу.

II. Д/з: сообщение о биографии Г.Герца.

Урок 14.05.20.

  Тема: «Повторение. Механические колебания и волны»

I.                   Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос  по вопросам:
1.Что понимают под механическими колебаниями?
2. Назовите основные характеристики колебаний.
А) Что называется амплитудой? (обозначение, единица измерения.)
Б) Что называется периодом? (обозначение, формула, единица измерения).
  В) Что называется частотой? (обозначение, формула, единица измерения).
3. Что такое волна?
4. Назовите виды волн.
А) Что представляют собой продольные волны
Б) Что представляют собой поперечные волны?
5. Какими величинами характеризуются волны?
А) Что называется длиной волны?  (обозначение, формула, единица измерения).
6.Какие волны называют звуковыми?
7. Как зависит скорость распространения звука от среды?
8. Какими величинами характеризуются звуковые волны?
9. От чего зависит громкость звука?
10. Чем определяется высота тона?
11.  Что такое эхо?
II.   Тестирование
1.Какое из перечисленных ниже движений является механическим колебанием?
1)Движение качелей; 2) движение мяча, падающего на землю.
       А) только 1          Б) только 2
       В) 1 и 2                Г) ни 1, ни 2
2.Какие из перечисленных ниже колебаний являются свободными?
       1)Колебания груза, подвешенного на пружине, после однократного его отклонения от положения равновесия; 2)колебания диффузного громкоговорителя во время работы приёмника.
         А) только 1             Б) только 2
         В)  1 и 2                   Г)ни 1, ни2
3. За 4 с маятник совершает 8 колебаний. Чему равен период колебаний?
  А) 8с            Б) 4с
  В) 2с            Г) 0,5с
  Д) 32с
4. За 4с маятник совершил 8 колебаний. Чему равна частота колебаний?
  А) 8 Гц               Б) 4 Гц
  В) 2 Гц               Г) 0,5 Гц




5.На рисунке представлена зависимость координаты колеблющегося тела от времени. Какова амплитуда колебаний?
А) 0,2 м                Б) 3 м
В) 2 м                   Г) 6 м
6. На рисунке представлена зависимость координаты колеблющегося тела от времени. Чему равен период колебаний?
   А) 2 с                 Б) 4 с
   В) 8 с                 Г) 0,5 с
7. На рисунке представлена зависимость координаты колеблющегося тела от времени. Какова частота колебаний?
А) 2 Гц                   Б) 4 Гц
В) 0,25 Гц              Г) 0,5 Гц

Тест сфотографировать и выслать.

II.                Домашнее задание- повторить материал по данной теме.
















Урок 07.05.20.

Тема: «Повторение. Законы взаимодействия и движения тел»
I.                    Повторение. Тест
Опираясь на материал учебника- глава 1, выполните тест.





II.                  Д/з:  § 1-16 повторить.

Урок 02.05.20.

Тема: «Строение и эволюция Вселенной»
Цель: рассмотреть строение Вселенной; взгляды на развитие Вселенной.
I.                   Изучение нового материала
Космология – наука о Вселенной в целом, ее строении, происхождении и эволюции.
Космогония – наука о происхождении и эволюции различных структурных форм самоорганизации материи во Вселенной: планет, звезд, галактик и т.д.
Вселенная – это весь существующий материал, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития.
Метагалактика – часть Вселенной, доступная исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки.
Единицы измерения расстояний в мегамире: Астрономическая единица (а.е.) – среднее расстояние от Земли до Солнца (1,5х1011м.).
Световой год – расстояние, которое проходит свет в течение одного года (9,46х1015м.).
Парсек (параллакс-секунда) – расстояние, на котором годичный параллакс земной орбиты (т.е. угол, под которым видна большая полуось земной орбиты, расположенная перпендикулярно лучу зрения) равен одной секунде. Это расстояние равно 206265 а.е. = 3,08х1016м = 3,26 св.г.
Пространственные масштабы Вселенной: расстояние до наиболее удаленных из наблюдаемых объектов более 10 млрд. световых лет.
Наше Солнце – звезда третьего поколения. Оно образовалось около 5 млрд. лет назад из космического газа и пыли. Масса Солнца составляет примерно 2х1030 кг, его радиус – около 7х108м. Температура в центре Солнца около 107К, однако его поверхность заметно холоднее – примерно 6х103К. Линейная скорость вращения на экваторе примерно 2 км/с. Солнце состоит в основном из водорода и гелия. Строение Солнца: ядро, зона излучения, зона конвекции, фотосфера, хромосфера, солнечная корона. Проявление Солнечной активности: пятна, вспышки, факелы, протуберанцы.
Строение Солнечной системы. Вокруг Солнца вращаются 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс (земная группа); Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун (планеты-гиганты). В Солнечной системе есть также большое число малых тел – астероидов, комет, метеоритов и метеоров. С 2006 г. Плутон (когда-то девятую планету) стали считать малым телом Солнечной системы.
Планеты земной группы сравнительно невелики, медленно вращаются вокруг своей оси, у них мало спутников (у Меркурия и Венеры нет). У Меркурия атмосферы практически нет, очень плотная атмосфера Венеры состоит, в основном, из СО2. Земля имеет плотную азотно-кислородную атмосферу. Сильноразреженная атмосфера Марса состоит в основном из СО2. Поверхность планет Земной группы твердая, гористая.
Планеты-гиганты. Это большие газо-жидкие планеты. Эти планеты быстро совершают один оборот вокруг своей оси (9-18 часов). Гиганты и их атмосферы состоят из легких элементов: водорода и гелия. Уран и Нептун содержат в себе метан, аммиак, воду и другие не слишком тяжелые соединения. В центре гигантов есть небольшое твердое ядро, возможно, состоящее из водорода, обладающего металлическими свойствами. Планеты-гиганты окружены естественными спутниками (в количестве от 8 до 18).
Гипотезы происхождения Солнечной системы: объединенная гипотеза И. Канта (1755 г.) и П.С. Лапласа (1796 г.) – Солнечная система возникла из газопылевой туманности, которая находилась в состоянии вращения. От туманности вследствие центробежных сил отделялись кольца, из которых впоследствии образовались планеты. Д.Х. Джинс (1917 г.) предположил, что образование планет связано с близким прохождением около Солнца другой звезды. За счет приливных сил из Солнца была выброшена струя газа, из которого впоследствии и сформировались планеты. О.Ю. Шмидт (1943 г.) выдвинул предположение о том, что Солнце могло захватить из Галактики материю другого газопыльного облака, и из этого материала создавались планеты.
Звезда – это пространственно обособленная, гравитационно связанная, непрозрачная для излучения масса вещества, в которой естественным образом происходили, происходят или с необходимостью будут происходить реакции термоядерного синтеза. Основными характеристиками звезд являются: масса, радиус, абсолютная величина, характеризующая ее светимость, температура, спектральный класс. Спектральный класс звезды, или ее цвет, характеризует ее температуру. Так, звезды красного цвета имеют температуру поверхности около 4000 К, желтого цвета (как наше Солнце) – 6000 К, а горячие звезды с температурами больше 10000 К видятся нам белыми и голубыми.
Эволюция звезд. Возникновение газо-пылевого облака (глобулы) в местах высокой плотности вещества, протозвезда, настоящая звезда Главной последовательности, красный гигант. Этапы эволюции звезд при различных массах: белый карлик, черный карлик; сверхновая звезда, нейтронная звезда; черная дыра.
Галактики – системы из миллиардов звезд, связанных взаимным тяготением и общим происхождением. Наша Галактика – Млечный Путь состоит из более 150 млрд. звезд, диаметр ее около 100 тыс. световых лет. Она имеет форму диска с утолщением в центре, рукава Галактики имеют спиральную форму. Самые многочисленные звезды в нашей Галактике – это карлики (массой примерно в 10 раз меньше массы Солнца). Межзвездное пространство заполнено полями (электромагнитным и гравитационным) и разреженным межзвездным газом.
По внешнему виду все галактики делятся на эллиптические, спиральные и неправильные. В 1963 г. во Вселенной были открыты квазары – звездоподобные источники излучения с широким диапазоном длин волн от рентгеновских лучей до радиоволн и световых лучей. Это – весьма удаленные от нас объекты Вселенной, расстояние до них порядка 1025 – 1026 м. К настоящему времени их насчитывается более тысячи. По современным представлениям квазары – это активные ядра далеких галактик.
Эволюция галактик. Вначале Галактика представляла собой медленно вращающееся гигантское газовое облако, которое под действием собственной гравитации сжималось. В ходе этого сжатия рождались первые звезды, и происходило постепенное разделение звездной и газовой составляющих Галактики. Выделяющаяся при сжатии энергия гравитации переходила в кинетическую энергию движения звезд и газа. В итоге кинетическая энергия звезд достигла значения, при котором дальнейшее сжатие поперек оси вращения стало невозможным. Подсистема самых старых звезд, возникших в начале коллапса протогалактики, сохранила первоначальную сферическую форму. Сжатие газа вдоль оси вращения продолжалось, что привело к формированию тонкого газового диска. Впоследствии формирующиеся в нем звезды образовали вращающуюся дисковую спиральную подсистему. в результате продолжающейся гравитационной конденсации в Галактике происходит непрерывное образование звезд из межзвездного газа.
Модели строения Вселенной.
Космологические представления Аристотеля: шарообразная неоднородная Вселенная.
Геоцентрическая система мира Птолемея.
Гелиоцентрическая система мира Коперника.
И. Ньютон: Вселенная безграничная, бесконечная, однородная и неизменная.
А. Эйнштейн: Вселенная однородная, изотропна и равномерно заполнена материей, преимущественно в форме вещества.
А. А. Фридман: Вселенная нестационарная. Наблюдательное подтверждение нестационарности Вселенной: красное смещение в спектрах галактик, возникающее благодаря эффекту Доплера при их удалении от наблюдателя (разбегание галактик).
II. Д/з: § 72-пересказ; вопросы 1-3 после параграфа.

Урок 30.04.20.

Тема: «Строение, излучения и эволюция солнца и звезд»
Цель: узнать строение Солнца, периоды становления звезд.
I.             Изучение нового материала
Звёзды представляют собой шары из горячего, по большей части ионизированного газа. Ионизация звёздного вещества является следствием его высокой температуры (от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч градусов).
В результате исследования химического состава Солнца и других звёзд было обнаружено, что в них присутствуют почти все химические элементы, имеющиеся на Земле и представленные в таблице Д. И. Менделеева. Выяснилось также, что в большинстве случаев 70% массы звезды составляет водород, 28% — гелий и 2% — более тяжёлые элементы.
Вы уже знаете, что чем больше масса звезды, тем более сильное гравитационное поле она создаёт. Благодаря действию гравитационных сил, сжимающих звёздное вещество, его температура, плотность, давление значительно возрастают от внешних слоев к центру.
Так, например, температура внешних слоев Солнца приблизительно равна 6 • 103 °С, а в центре — порядка 14—15 млн °С, плотность вещества в центре Солнца приблизительно равна 150 г/см3 (в 19 раз больше, чем у железа), а давление от средних слоев к центру возрастает от 7 • 108 до 3,4 • 1011 атм. При таких температурах и давлениях в ядре могут протекать термоядерные реакции, являющиеся источником энергии звёзд.
Мощность излучения звезды (называемая также светимостью и обозначаемая буквой L) пропорциональна четвёртой степени её массы:
L ≈ M4.
Протекающие в недрах звёзд термоядерные реакции являются одним из процессов, существенно отличающих звёзды от планет, так как внутренний источник обогрева планет — это радиоактивный распад. Указанное различие обусловлено тем, что масса любой звезды заведомо больше массы даже самой большой планеты. Это можно проиллюстрировать на примере Юпитера. Несмотря на то что по многим параметрам он очень похож на звезду, его масса оказалась недостаточной для возникновения в его недрах условий, необходимых для протекания термоядерных реакций.
В результате термоядерных реакций в недрах Солнца выделяется огромная энергия, поддерживающая его свечение. Рассмотрим, каким образом эта энергия выходит наружу, к поверхности Солнца.
В зоне переноса лучистой энергии (рис. 188) освобождённое в ядре тепло распространяется от центра к поверхности Солнца путём излучения, т. е. через поглощение и излучение веществом порций света — квантов. Поскольку кванты излучаются атомами в любых направлениях, их путь к поверхности длится тысячи лет.


В зоне конвекции энергия переносится к поверхности всплывающими потоками горячего газа. Достигнув поверхности, газ, излучая энергию, охлаждается, уплотняется и погружается к основанию зоны. В конвективной зоне газ непрозрачен. Поэтому можно увидеть только те слои, которые находятся над ней: фотосферу, хромосферу и корону (на рисунке не обозначена). Эти три слоя относятся к солнечной атмосфере.
Фотосфера («сфера света») на фотографиях выглядит как совокупность ярких пятнышек — гранул (рис. 189), разделённых тонкими тёмными линиями. Яркие пятнышки — это потоки горячего газа, всплывающие на поверхность конвективной зоны.
Хромосфера («сфера цвета») названа так за свою красновато-фиолетовую окраску. Одним из наиболее интересных явлений, которые можно наблюдать в хромосфере, являются протуберанцы2. Протяжённость хромосферы достигает 10—15 тыс. км.
Самая внешняя часть атмосферы Солнца — корона. Она простирается на миллионы километров (т. е. на расстояние порядка нескольких солнечных радиусов), несмотря на то что сила тяжести на Солнце очень велика. Большая протяжённость короны объясняется тем, что движения атомов и электронов в короне, разогретой до температуры 1—2 млн °С, происходят с огромными скоростями. Солнечная корона хорошо видна во время солнечного затмения (рис. 190). Форма и яркость короны меняются в соответствии с циклом солнечной активности, т. е. с периодичностью в 11 лет.
Завершающий этап процесса эволюции звёзд включает несколько стадий. Когда в центре звезды весь водород превращается в гелий, структура звезды начинает заметно меняться. Её светимость растёт, температура поверхности понижается, внешние слои расширяются, а внутренние сжимаются. Звезда становится красным гигантом, т. е. звездой огромного размера с высокой светимостью и очень малой плотностью. В центре образуется плотное и горячее гелиевое ядро. Когда температура в нём достигает 100 млн °С, начинается реакция превращения гелия в углерод, сопровождающаяся выделением большого количества энергии.
На следующей стадии звёзды типа Солнца сбрасывают часть вещества, сжимаются до размеров планет, превращаясь в маленькие, очень плотные звёзды — белые карлики, и медленно остывают.
Вопросы (устно)
1.   При температуре в ядре порядка 14—15 млн°С и давлениях от 7 • 108 до 3,4 • 1011 атм звезда должна была бы превратиться в расширяющееся газовое облако. Но этого не происходит. Как вы думаете, какие силы противодействуют расширению звезды?
2.   Что является источником энергии, излучаемой звездой?
3.   Какой физический процесс является источником внутреннего обогрева планеты?
4.   Что является причиной образования пятен на Солнце?
5.   Из каких слоев состоит солнечная атмосфера?
6.   Расскажите об основных стадиях эволюции Солнца.
II.           Д/з: §71, пересказ


Урок 25.04.20.

Тема: «Малые тела Солнечной системы»
Цель: повторить основные понятия расположение планет Солнечной системы; планеты земной группы и планеты-гиганты.
I.                  Изучение нового материала
В состав Солнечной системы, кроме самого Солнца и 8 объектов, имеющих статус планет, входит масса других объектов, также вращающихся по своим орбитам вокруг нашей звезды.
Назовите  эти 8 основных объектов.
Планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер,
 Сатурн, Уран, Нептун.
Все они также заслуживают своего изучения. Среди малых тел можно выделить:
- "карликовые планеты"
 - астероиды, или "малые планеты";
- кометы;
- метеоритные тела или метеориты (т. е. просто небольшие камни);
- пыль и газ.
Более 10 лет назад планету Плутон лишили статуса планеты и дали специальное определение "карликовая планета". Термин "карликовые планеты" был введён решением XXVI Генеральной ассамблеи МАС (международного астрономического союза) в 2006 г. После бурных дебатов было решено, что Плутон, который меньше всех других планет Солнечной системы и даже их крупных спутников, следует лишить его статуса планеты, который был у Плутона с момента его открытия в 1930г.
По каким критериям отбирают ученые карликовые планеты?
Был предложен следующий набор критериев для того, чтобы определить принадлежность объекта к группе карликовых планет:
1) карликовая планета вращается вокруг Солнца:
2) сила гравитации карликовой планеты достаточна, чтобы придать ей сферическую форму;
3) карликовая планета не очищает пространство вокруг себя (чтобы рядом с ним не было других сравнимых по размерам тел);
4) не является спутником другой планеты;
В настоящее время под определение "карликовых планет" попадают собственно Плутон, Церера (самый большой объект в ближнем поясе астероидов) и Эрида (недавно открытый объект в поясе Койпера, находящийся ещё дальше Плутона), и ещё для нескольких объектов причисление их к разряду карликовых планет рассматривается.
Еще в XVIIIв астрономы пытались найти планету, орбита которой проходит в пространстве между орбитами Марса и Юпитера. Что пытались найти ученые?
В начале XIXв итальянский ученый Джузеппе Пиацци случайно открыл первую малую планету – астероид. Она была названа Церерой. В честь Богини плодородия и земледелия Демеры. В дальнейшем было открыто много других малых планет, образующих Главный астероидный пояс между орбитами Марса и Юпитера.
Астероид — небольшое планетоподобное тело Солнечной системы, движущийся по орбите вокруг Солнца.
Физические характеристики астероидов:
1.     Они недоступны для наблюдения.
2.     Диаметры – от нескольких километров до нескольких десятков километров, но в основном бесформенные глыбы.
3.     Массы малы, масса всех астероидов в 20 раз меньше массы Луны.
4.     В последнее время удалось обнаружиться даже спутники у некоторых астероидов.
Предполагается, что в Солнечной системе может находиться от 1.1 до 1.9 миллиона объектов, имеющих размеры более 1 км.
В начале 1950-х годов Оорт и Койпер высказали предположение о существовании подобных поясов за орбитой Нептуна. Пояс Койпера находится от Солнца на расстоянии примерно 30-50 астрономических единиц и, по оценкам астрономов, только объектов, размер которых больше 100 км, в нём насчитывается десятки тысяч. Масса пояса Койпера существенно превышает массу ближнего пояса астероидов. На сегодняшний день в поясе Койпера открыто уже более 800 объектов.
Кометы
Яркие кометы называют хвостатые звезды. Небольшие небесные тела, имеющие туманный вид, обращающиеся вокруг Солнца обычно по вытянутым орбитам. При приближении к Солнцу кометы образуют кому и иногда хвост из газа и пыли. Кометы, выныривающие из глубины космоса, выглядят как туманные объекты, за которыми тянется хвост, иногда достигающий в длину миллионов километров. Ядро кометы представляет собой тело из твёрдых частиц и льда, окутанное туманной оболочкой, которая называется комой. Ядро диаметром в несколько километров может иметь вокруг себя кому в 80 тыс. км в поперечнике. Потоки солнечных лучей выбивают частицы газа из комы и отбрасывают их назад, вытягивая в длинный дымчатый хвост, который волочится за ней в пространстве.
Яркость комет очень сильно зависит от их расстояния до Солнца. Из всех комет только очень малая часть приближается к Солнцу и Земле настолько, чтобы их можно было увидеть невооружённым глазом. Самые заметные из них иногда называют «Большими кометами».
Метеоры
 Метеором называется световое явление, возникающее на высоте от 130 до 80 км при вторжении в земную атмосферу частиц - метеорных тел из межпланетного пространства. Скорости движения метеорных тел по отношению к Земле могут быть различными - от 11 до 75 км/с в зависимости от того, догоняет ли метеорное тело Землю при ее обращении вокруг Солнца или же движется ей навстречу. На протяжении суток можно зарегистрировать около 28 000 метеоритов. Масса метеорного тела, вызывающего такое явление, составляет всего 4.6 грамма.
Крупные метеорные тела имеют астероидное происхождение. В отдельных случаях крупное метеорное тело при своем движении в атмосфере не успевает испариться и достигает поверхности Земли. Этот остаток метеорного тела называется метеоритом. На протяжении года на Землю выпадает примерно 2000 метеоритов.
II.               Д/з: § 70 прочитать, выписать определения малых тел солнечной системы.

Урок 23.04.20. 

Тема: «Состав, строение, происхождение солнечной системы»
Цель: выяснить строение солнечной системы, рассмотреть характеристики больших тел солнечной системы.
I.                   Изучение нового материала
Солнечная система – это система космических тел, которая кроме центрального светила – Солнца, включает в себя восемь планет, их спутники, множество маленьких планет, кометы, космическую пыль и мелкие метеорные тела.Радиус около двух световых лет.
В средине XVI века польским астрономом Николаем Коперником была раскрыта общая структура строения Солнечной системы. Он опровергнул представление того, что Земля – это центр Вселенной и обосновал движение планет вокруг Солнца. Какое название получила такая модель Солнечной системы? (гелиоцентрическая).
Кто в XVII веке открыл законы движения планет? (Кеплер), а кто сформулировал закон всемирного притяжения? (Ньютон)Но только после того, как Галилей в 1609 году изобрел телескоп, стало возможным изучение физических характеристик космических тел, входящих в состав Солнечной системы.
Так Галилей, наблюдая за солнечными пятнами, впервые открыл вращение Солнца вокруг своей оси.
Для того чтобы изучить движение тел, мы должны сначала определиться с характеристиками, описывающими это движение. Самыми главными орбитальными характеристиками движения космических тел являются сидерический и синодический периоды обращения.
Сидерический период обращения — промежуток времени, в течение которого какое-либо небесное тело-спутник совершает вокруг главного тела полный оборот относительно звёзд.
Синодический период обращения (от греч. соединение) — промежуток времени между двумя последовательными соединениями Луны или какой-нибудь планеты Солнечной системы с Солнцем при наблюдении за ними с Земли.
По современным данным, вокруг Солнца обращаются восемь крупных шарообразных тел, называемых планетами. Наряду с планетами и их спутниками вокруг Солнца обращаются планеты-карлики, тысячи малых планет, называемых астероидами, а также кометы и частички пыли.
Планеты вращаются вокруг Солнца в том же направлении, что и Солнце вокруг своей оси, и удалены от Солнца в следующем порядке:
Меркурий(0,4а.е), Венера, Земля, Марс, пояс астероидов, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун (по современным данным Плутон (40а.е.) относят к планетам-карликам), за орбитой Нептуна находится пояс Койпера,а за поясом Койпера, вероятно, расположено облако Оорта.
Но физическим характеристикам их объединяют в две группы, разграниченные в пространстве поясом астероидов (ширина 3 а.е.).
Планеты земной группы. Планеты, движутся внутри пояса астероидов (Меркурий, Венера, Земля и Марс), принадлежат к земной группе, так как имеют много общего.

Все эти планеты, небольшие по размерам и массе (самая крупная из них — Земля).
Они имеют твердую поверхность, сравнительно высокую среднюю плотность, близкую к плотности Земли (5,5 г/см3), и обладают атмосферами (кроме Меркурия).
Планеты земной группы состоят из тяжелых химических элементов.
Планеты-гиганты. Планеты, движущиеся за кольцом астероидов, образуют группу планет-гигантов, возглавляемую Юпитером — самой крупной и массивной планетой Солнечной системы. Его диаметр в 11 раз превышает диаметр Земли и составляет 142 800 км. К этой группе относятся также Сатурн, Уран и Нептун.
Масштабы Солнечной системы.

Общие свойства:
планеты-гиганты обладают значительными размерами, малой средней плотностью, быстрым вращением, протяженными гелиево-водородными атмосферами с небольшим содержанием аммиака и метана и, по-видимому, не имеют твердой поверхности. Планеты-гиганты состоят из легких химических элементов, в основном водорода и гелия. Планеты-гиганты окружены кольцами, состоящими из мелких твердых частиц. Вокруг планет-гигантов обращаются десятки спутников.
Все планеты Солнечной системы очень сильно отличаются друг от друга своими размерами, характеристиками, наличием спутников. Только у Меркурия и Венеры отсутствуют спутники. Крупные спутники (такие, как Луна у Земли или Титан у Сатурна) имеют шарообразную форму, а мелкие (как Фобос и Деймос у Марса) — неправильную форму, свойственную большинству астероидов.

Луна — единственный естественный спутник Земли. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планет Солнечной системы. Также является первым и единственным небесным телом, помимо Земли, на котором побывал человек.
Орбитальные характеристики Луны. Луна делает один оборот вокруг Земли за 27,3 сут. и с таким же периодом вращается вокруг своей оси, поэтому с Земли видно только одно ее полушарие. Движение Луны вокруг Земли происходит в плоскости эклиптики, а не в плоскости земного экватора (большинство естественных спутников других планет вращаются в плоскости экватора своих планет).
Физические характеристики Луны:
Среднее расстояние между центрами Земли и Луны — 384 467 км(~ 30 диаметров Земли).
Экваториальный радиус - 1738,14 км
Полярный радиус - 1735,97 км
Масса (m)-7,3477×1022 кг ( 0,0123 земных). В 81 раз меньше массы Земли.
Средняя плотность Луны равна 3,34 г. см3 (0.61      средней плотности Земли).
Ускорение свободного падения на поверхности Луны в 6 раз меньше, чем на Земле.
Поверхность Луны нагревается днем до + 110 °С, а ночью остывает до -120° С.

Строение луны: кора, верхняя мантия, нижняя мантия, ядро.
Луна, подобно Земле, представляет собой темный непрозрачный шар, светящий отраженным солнечным светом. Солнце всегда освещает примерно половину этого шара, другая половина остается темной. Поверхность луны довольно темная, то есть она отражает в среднем лишь 7.3 % световых лучей Солнца. Она посылает в полнолуние на Землю в 465 000 раз меньше света, чем Солнце.
II.                Д/з: § 68 прочитать, знать ответы на вопросы 1-4 после параграфа.

Урок 20.04.20.



Урок 18.04.20.


Урок 16.04.20. 

Тема: «Атомная энергетика»
 Цель: Показать различные аспекты (в том числе и нравственные) применения атомной энергии.

I.                   Повторение

- Что такое радиоактивность?
- Кем и когда была открыта радиоактивность?
- Каков состав возникающего излучения?
- какие виды излучений вы знаете?

          Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Всё человечество волнует вопрос: Каковы будут последствия научно-технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведет ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни?

II.                Изучение нового материала
Атомная энергия - энергия, скрытая в атомах вещества и выделяющаяся при расщеплении их.  Она так широко применяется, что наш век можно назвать веком атома.

Атомная энергия применяется для производства электрической энергии на атомных электростанциях, может использоваться также только для целей теплоснабжения. Такие атомные станции (ACT) имеются уже в ряде стран.

Атомная энергия по отношению к традиционным источникам энергии обладает рядом преимуществ:

--Для работы АЭС требуется очень небольшое количества топлива, его удельная энергоемкость в 1 - 2 млн. раз больше, чем обычного горючего.
--- Атомное горючее является наиболее компактным и транспортабельным: плотность урана – масса 50 кг – радиус 9 см.
-- Экологическая чистота при правильной эксплуатации установки.

АЭС порождает новые серьёзные проблемы:

1)      Чернобыльская катастрофа
2)      Радиоактивные отходы: современные проблемы и один из проектов их решения

Радиоактивные отходы (РАО) — отходы, содержащие  радиоактивные изотопы химических элементов и не имеющие практической ценности.
      Ядерная энергетика, широко используемая в пос­ледние десятилетия, дала нашей стране много ра­диоактивных отходов: в основном это отработанное ядерное топливо реакторов АЭС и подводных ло­док, а также надводных кораблей Военно-Морского Флота. Эти отходы накапливаются лавинообразно (предполагается, что 300т их к 2000г. дали только списанные атомные подводные лодки) и представ­ляют, как говорится в одном служебном документе, «чрезвычайную радиационную опасность для об­ширных районов России и сопредельных стран». Что делать с этими отходами?

3)      Содействие атомной энергетики распространению ядерного оружия
Я́дерное ору́жие (или а́томное ору́жие) — это совокупность ядерных боеприпасов, средств их доставки к цели и средств управления; относится к оружию массового поражения наряду с биологическим и химическим оружием.
      
4)      Использование ядерного реактора в технике и промышленности
III.             Д/з: ответить на вопросы (в тетради):
1)      Перечислите атомные станции России.
2)      Плюсы и минусы атомной энергетики.



Урок 11.04.2020

Тема:  Закон радиоактивного распада

Цель : Привить умение применять закон радиоактивного распада при решении расчетных и графических задач
I.                Ответьте на вопросы:
1.     Что называют радиоактивностью?
Ответ: способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному распаду
2.Что называют периодом полураспада?
Учебник, стр. 283-285
 Ответ: Период полураспада Т — это время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов.

Урок 09.04.2020


Урок 06.04.2020

Тема:  Ядерный реактор.                    Применение ядерной энергии.
Цели урока:
 Повторить  механизм деления ядер урана. Изучить условия протекания цепной ядерной реакции. Рассмотреть устройство и принцип действия ядерного реактора. Рассмотреть возможность использования реакции деления ядер тяжелых элементов для получения энергии и использование этой энергии в мирных и военных целях.

1. Повторение изученного материала по предложенной таблице. Программа ФИЗИКА 7-11 “Кирилл и Мефодий»


2. Изучение нового материала.




 Деление атомного ядра – это явление распада ядер на несколько более легких атомных ядер. На основе деления тяжелых элементов (урана и плутония) работают атомные электростанции.
Деление тяжелых ядер может происходить посредством цепной реакции, когда при распаде ядра выделяется частицы (нейтроны), способные вызвать реакцию деления других ядер. Цепные реакции возможны, если масса ядерного топлива превышает минимальную критическую массу.

Принцип работы атомной электростанции. Ядерный реактор. Получение ядерной энергии на АЭС.

Атомные электростанции представляют собой по сути дела тепловые электро­станции, на которых для получения пара или горячего газа используется энергия, в ядерном реакторе в результате ядерной цепной  реакции.
Вещество, используемое в реакторах для осуществления цепной реакции, называется топливом. Единственное природное ядерное топливо — уран; он представ­ляет собой смесь двух изотопов: U-238 (99,3%) и U-235 (0,7%).
Изотоп U-238 (уран-238) может погло­щать быстрые нейтроны (их скорость ~ 107 м/с, энергия 1 МэВ) и после це­почки b-распадов превращается в Рu-239 (плутоний-239).
Изотоп U-235 (уран-235) активно по­глощает медленные нейтроны (их ско­рость ~2 • 103 м/с, энергия 0,025 эВ) и делится на большие осколки (например, на ядра стронция Sr-94 и ядра ксенона Хе-140) и два-три вторичных нейтрона,  способных вызвать новые реакции деления: возникает цепная реакция. Таким образом, изотоп уран-235 -основное горючее. Однако ввиду низкого содержания этого изотопа в природном уране последний необхо­димо обогащать, доводя его содержание до 2-5%.

Принцип работы атомной электростан­ции.

 Схема превращения внутриядерной энергии в электрическую на АЭС показана на рис. 1.


  
                                                    Рис. 1.  


Схема атомной электростанции
Главную часть АЭС составляет ядер­ный реактор 1 (например, уран-графи­товый водяного типа), в котором ядер­ным горючим служит обогащенный уран, замедлителем нейтронов — графит, а теплоносителем — вода.
Основные части ядерного реактора любого типа — активная зона А, где на­ходится ядерное топливо, протекает уп­равляемая цепная реакция ядерного де­ления и выделяется тепловая энергия; отражатель нейтронов Б, окружающий активную зону; оболочка В биологической защиты от нейтронного и g-излучения, обычно выполненная из бетона с желез­ным наполнителем.
Ядерное топливо в реакторе размеще­но в тепловыделяющих элементах (ТВЭлах) 2, представляющих собой, как пра­вило, металлические или карбидные пе­налы (карбиды-соединения углерода с металлами, а также с кремнием и бором), содержащие уран-235.
В состав реактора входят также блоки замедлителя 3 из графита и регулирую­щие стержни 4 из бора или кадмия, силь­но поглощающие нейтроны. Введение этих стержней в активную зону реакто­ра подавляет цепную реакцию, а выве­дение, наоборот, активизирует.
В активной зоне реактора находится система труб, по которым прокачивают теплоноситель (воду) 5, поглощающий энергию, выделяемую при ядерной ре­акции. Вода, находящаяся под давлени­ем 100 атм, нагревается до 270 °С и по­ступает в парогенератор 6, где отдает большую часть своей внутренней энер­гии воде второго контура 7 и с помощью насоса 8-1 вновь поступает в активную зону реактора. Вода 7 второго контура в парогенераторе превращается в пар 9, который поступает в паровую турбину 10, приводящую в действие электрогенера­тор 11.
Через трансформаторы, распредели­тельные устройства и линии электропе­редачи 12 выработанная электрическая энергия поступает к потребителю.
Прошедший через турбину пар 13 по­ступает в конденсатор 14, где охлаждает­ся и превращается в воду 7, которая на­сосом 8-2 подается в парогенератор 6. Охлаждение пара в конденсаторе проис­ходит холодной водой 15 третьего конту­ра, которая через заборное устройство 16 поступает из водоема 17. Пройдя змее­вик конденсатора, вода третьего конту­ра либо сбрасывается через трубу 18 в водоем 17, либо частично возвращается в систему охлаждения, пройдя через гра­дирни (устройства для охлаждения воды атмосферным воздухом). Пейзаж с боль­шими «кувшинами» - градирнями харак­терен для многих АЭС так же, как и ТЭС или ТЭЦ.

    Ядерное оружие


 Экологические проблемы ядерной энергетики

Положительный экологический фактор, связанный с ра­ботой АЭС, — небольшой выброс вред­ных веществ в атмосферу.
Отрицательных — несколько.
Первый и самый очевидный вид «порчи» окружающей среды атомными электростанциями — тепловое загрязнение.
Тепловые потери АЭС в 1 ,5 раза боль­ше, чем ТЭС аналогичной мощности; поэтому КПД атомных электростанций невелик (20—25%), и их работа сопро­вождается «сбросом» огромного количе­ства теплоты в воздух и воду.
Тепловое загрязнение изменяет кли­мат региона, где расположена АЭС. Уве­личивается влажность воздуха, особен­но в осенне-зимний период, что небла­гоприятно влияет на здоровье людей, на состояние посевов, лесов, зданий и со­оружений, в том числе распределитель­ных устройств и линий электропередач.
Повышение температуры естествен­ных водоемов, куда сбрасывают теплую воду из систем охлаждения станций, приводит к снижению концентрации растворенного в воде кислорода, что уг­нетает развитие рыбной молоди и при­водит к гибели рыб. В нагретой теплой воде водоемов происходит бурное раз­витие сине-зеленых водорослей, наступает «цветение» воды; это явление, по­лучившее название эвтрофизации, дела­ет невозможным использование таких водоемов для питьевого водоснабжения.
Второй фактор — наличие радиоак­тивных отходов.
Экологические проблемы возникают на всех этапах топливного цикла. Рас­смотрим этап А.
Урановая руда добывается на рудни­ках подземным или открытым способом. Как и любая другая отрасль горнодобы­вающего производства, она ухудшает окружающую среду, выводя из хозяйст­венного использования значительные территории, изменяя ландшафт и гидро­логический режим, загрязняя воздух, почву, поверхностные и подземные воды. Разработка урановых месторождений усугубляет эти проблемы тем, что на поверхности оказываются природные радионуклиды с большим периодом по­лураспада, что повышает радиоактив­ность особенно в отвалах рудной поро­ды. Отходы на стадии добычи и пер­вичной переработки природного урана очень велики и составляют 99,8%.
Использование воды в процессах до­бычи урановой руды и ее первичной переработки создает проблему безопас­ного хранения и утилизации жидких от­ходов, содержащих токсичные радиоак­тивные вещества. Из резервуаров для хранения жидких отходов радиоактив­ные вещества могут попадать в грунто­вые воды и расположенные рядом по­верхностные водоемы.
Многие сторонники ядерной энерге­тики утверждают: сами АЭС при их нор­мальной работе полностью безопасны и не создают особых экологических про­блем. Думается, что это не совсем так. Ведь даже при нормальном функциони­ровании обычных АЭС определенное количество радионуклидов выделяется в воздух. Вот как это происходит. Радио­активный изотоп йод-135 (один из глав­ных продуктов распада в работающем ядерном реакторе) не накапливается в составе отработанного топлива, поскольку его период полураспада мал и состав­ляет всего 6,7 ч; он в результате ряда радиоактивных распадов превращается в радиоактивный газ ксенон-135, активно поглощающий нейтроны и потому пре­пятствующий цепной реакции. Для пре­дотвращения «ксенонового отравления» реактора радиоактивный ксенон посто­янно удаляют из реактора через высокую трубу.
Небольшое количество радионукли­дов поступает в водоем вместе со сбра­сываемой водой.
Хотя эти радиационные выбросы в воздух и воду при нормальной работе АЭС невелики, благодаря аккумулирую­щему эффекту они могут оказывать не­благоприятное воздействие на живые организмы, а также на людей, работаю­щих на станции или живущих в зоне ее расположения.
Твердые и жидкие отходы, возникаю­щие при регенерации ядерного топлива, обладают очень высокой радиоактивно­стью и требуют специальной переработ­ки и специального захоронения в целях обеспечения безопасности.
Имеются серьезные основания счи­тать, что все существующие в настоящее время методы обезвреживания радиоак­тивных отходов (РАО), в том числе хи­мические, недостаточно надежны и представляют собой источник постоян­ной опасности для жизни во всех прост­ранственных структурах биосферы.
Кроме того, по данным Госатомнад­зора, мощности крупнейших в России предприятий по переработке и хранению РАО (ПО «Маяк» и Красноярский гор­но-химический комбинат) уже исполь­зованы на 50—70%.
На всех работающих до последнего времени в России предприятиях по добыче и переработке урановых руд в от­валах и хранилищах находится 108 м3 РАО с активностью 1,8 • 105 Ки (Ки - кюри — внесистемная единица радиоак­тивности; 1 Ки = 3,7 • 10'° распадов за 1 с). На сегодня в России накоплено бо­лее 14 тыс. т отработанного ядерного топлива АЭС (без учета отработанного топлива транспортных установок) с ра­диоактивностью 45 млрд. Ки, что в 900 (!) раз больше радиоактивности выброса при взрыве четвертого энергоблока Чер­нобыльской АЭС.
Третий фактор - радиоактивные из­лучения (РИ): они — самая главная опас­ность атомной энергетики, существую­щая, как следует из вышесказанного, на всех этапах топливного цикла и работы АЭС. РИ оказывают пагубное воздейст­вие на все живые организмы.

Механизм биологического действия РИ сложен и до конца не изучен. Иони­зация и возбуждение атомов и молекул живых тканей, происходящие при погло­щении последними излучений, — лишь начальный этап в сложной цепи после­дующих биохимических превращений. Установлено, что ионизация приводит к разрыву молекулярных связей, измене­нию структуры химических соединений и, в конечном счете, к разрушению нук­леиновых кислот и белка. Под действи­ем радиации поражаются клетки тканей, прежде всего их ядра, нарушаются спо­собность клеток к делению и обмен ве­ществ в них. Наиболее чувствительны к радиационному воздействию кроветвор­ные органы (костный мозг, селезенка, лимфатические железы), эпителий слизи­стых оболочек (в частности, кишечника), щитовидная железа. В результате действия радиоактивных излучений на органы че­ловека возникают тяжелейшие заболева­ния: лучевая болезнь, злокачественные опухоли, приводящие нередко к смертель­ному исходу. Облучение оказывает силь­ное влияние на генетический аппарат, приводя к появлению потомства с урод­ливыми отклонениями или врожденными тяжелыми заболеваниями организма.
Степень биологического воздействия радиации зависит от вида излучения, его интенсивности и продолжительности облучения организма.
Специфическая особенность радиоак­тивных излучений: они не воспринима­ются органами чувств человека и даже при смертельных дозах не вызывают болевых ощущений в момент облучения; в этом — их «коварство».
Четвертый фактор — аварийные ситуации на ядерных объектах, в том числе на АЭС.
Взрыв четвертого энергоблока Черно­быльской атомной электростанции (ЧАЭС) — одна из таких ситуаций. Он произошел 26 апреля 1986 г. в 01 ч 23 мин 40 с и вызвал прежде всего механичес­кое разрушение верхней защитной пли­ты реактора (массой 2 тыс. т), топлив­ных кассет и взрывной выброс значи­тельного количества диспергированного ядерного топлива, содержащего более 100 различных радионуклидов.
Первая стадия аварии — два взрыва; в течение первого за 1 с радиоактивность реактора возросла в 100 раз, а в ходе второго — через 3 с — радиоактивность реактора увеличилась в 440 раз.
Вторая стадия аварии (26 апреля -2 мая) — горение графитовых стержней.
Третья стадия (2—6 мая) — расплавле­ние ядерного топлива.
В период горения стержней темпера­тура внутри реактора не опускалась ниже 1500°С, а после 2 мая стала повышаться, приблизившись к 3000°С, что вызвало расплавление оставшегося ядерного топ­лива (цирконий, из которого изготавли­вают ТВЭЛы для всех типов реакторов, имеет температуру плавления 1852°С). Горение реактора (хотя и с меньшей си­лой) продолжалось до 10 мая.
Отечественные эксперты по атомной энергетике установили главную причи­ну аварии: взрыв на ЧАЭС стал резуль­татом инженерно-конструкторского де­фекта технической схемы водографитового реактора серии РБМК (Реактор Большой Мощности Кипящий). Реактор этого типа имеет борсодержащие стерж­ни-поглотители нейтронов с графитовы­ми цилиндрами-концевиками. При вы­воде стержней из реактора увеличивает­ся количество тепловых нейтронов (а именно на них работает реактор). По­этому в первый момент после нажатия кнопки аварийной остановки реактора происходит не снижение скорости реак­ции, а, наоборот, ее активация в нижней части устройства. Это и вызвало некон­тролируемый «разгон» реактора при ра­боте на запредельной мощности в мо­мент аварии. Конструкция реактора не могла обеспечить его остановку в этих условиях.
Для безаварийного функционирова­ния АЭС очень важен человеческий фак­тор. Именно он стал второй причиной аварии на ЧАЭС. Преступное пренебре­жение правилами работы и техникой безопасности, допущенное частью пер­сонала, сыграло свою пагубную роль.

2.5. Некоторые данные и следствия аварии на Чернобыльской АЭС.
По официальным оценкам радиоактивность, «выброшен­ная» из чернобыльского реактора, рав­нялась 50 млн. Ки. Это значение явно занижено, поскольку определено по дан­ным, полученным к 6 мая, и не учиты­вало большей части короткоживущих ра­дионуклидов, в том числе йода-131, пе­риод полураспада которого равен 8,1 сут. и который также чрезвычайно опасен. Неправильная оценка ситуации не поз­волила принять необходимые меры бе­зопасности.
Как установили эксперты, при аварии на ЧАЭС 3,5% продуктов деления в ре­акторе (это 63 кг) было выброшено в атмосферу; для сравнения укажем: в ре­зультате взрыва атомной бомбы, сбро­шенной на Хиросиму, образовалось все­го 0,74 кг радиоактивных «отходов».
В момент взрыва образовалось ог­ромное (высотой 2 км) облако радио­активностью в десятки миллионов кюри, состоящее из аэрозолей — диспергированных «горячих» частиц ядер­ного топлива, смешанных с радиоак­тивными газами.
На территории четвертого блока по­сле взрыва оказались крупные обломки топливных кассет и графита, которые ликвидаторы последствий аварии соби­рали бульдозерами и лопатами (!). По всей территории станции были разбросаны сплавившиеся с асфальтом более мелкие куски ядерного топлива, которые невозможно было собрать.
В западном и северо-западном на­правлениях, куда стало распространять­ся первое самое концентрированное об­лако горячих радиоактивных частиц и радиоактивных газов, не оказалось го­родов и больших населенных пунктов, но изменение направления ветра на 180° через неделю, когда еще продолжалось истечение высокорадиоактивной газо­аэрозольной струи из зоны реактора, привело к широкому разбросу радиоак­тивных продуктов.
По оси перемещения взрывного ра­диоактивного облака уже через несколь­ко дней после взрыва стала появляться пятикилометровая полоса умирающего леса, названного «рыжим лесом», так как иглы сосен изменили свой цвет с зеле­ного на желто-красный. Образовалась полоса мертвого леса, где кроны деревь­ев получили дозы в 10000—11 700 рад (рад — радиационная адсорбированная доза — одна из внесистемных единиц поглощенной дозы излучения), что на порядок выше летальных доз для расти­тельности; она заняла площадь 38 км2. В этом лесу погибли все мелкие млекопи­тающие.
Жидкими осадками и сухими выпаде­ниями вдоль «чернобыльского следа» произошло заражение водоемов и почвы.
После того, как из окружающей сре­ды исчезли короткоживущие радиоак­тивные изотопы, главную опасность стала представлять радиоактивная пыль из сухих частиц ядерного топлива, по­скольку она могла легко подниматься ветром и попадать в легкие. Даже спу­стя 5 лет у диких млекопитающих (ло­сей, кабанов и др.), обитавших в зоне отчуждения, были обнаружены в тканях легких до 25 000 таких частиц на 1 кг ткани.
Согласно официальным данным, об­щая загрязненная радионуклидами пло­щадь с показателем 0,2 мР/ч (фоновое допустимое значение 0,01 мР/ч) в первые после аварии дни составила 200 тыс. км», а площадь зоны с уровнем загрязнения 15 Ки/км2 по цезию-137 (в 100 раз выше среднего по стране) оказалась равной ~ 10 тыс. км2. На территории последней про­живали почти четверть миллиона человек.
Лишь спустя несколько лет после ката­строфы в печати появляются некоторые данные о тех изменениях в живых орга­низмах, которые произошли в результате облучения во время и после чернобыль­ской аварии. Стало известно, что в 1986 г. йодной профилактикой было охвачено свыше 1,5 млн. детей (1 млн. 694 тыс.). По прогнозу число заболеваний щитовидной железы, в которой избирательно накапли­вается радиоактивный йод, со временем должно увеличиваться, достигнув пика (увеличения на 40%) через 13—15 лет, т.е. в настоящее время.
Последствия Чернобыльской катаст­рофы проявляются до сих пор. Площадь радиоактивно загрязненных сельскохо­зяйственных угодий сейчас составляет 3,5 млн га. В 1999 г. наибольшая плотность загрязнения цезием-137 и соответственно более высокие концентрации этого радио­нуклида в продуктах питания зарегистри­рованы в Брянской обл. Здесь, а также в некоторых районах Калужской, Орловской и Тульской обл. радиационная обстановка остается по-прежнему неблагоприятной. Площадь лесных угодий, загрязненных цезием-137 в результате Чернобыльской ава­рии, составляет 1 млн. га. Полностью пре­кратить их использование не представля­ется возможным; поэтому ведение лесного хозяйства на этих территориях без специ­альных защитных мероприятий может при­вести к увеличению облучения людей.
Подводя печальный итог Чернобыль­ской катастрофы, произошедшей в 1986 г., отметим, что погибло 80 тыс. человек, пострадало более 3 млн человек, из кото­рых 1 млн. — дети. Чернобыль принес убытки, сравнимые с бюджетами целых го­сударств, а последствия катастрофы не удастся преодолеть в обозримое время.
3. По вышеизложенному материалу составьте информационную таблицу в тетради.

Задания высылайте мне в вк или на почту yuliya.dolgikh.1980@mail.ru

Урок 19.03.2020

Тема: «Энергия связи. Дефект массы»Цель урока: выяснить, как найти энергию связи, необходимую для расщепления ядер на отдельные нуклоны.1.     Задание на повторение (выполнить в тетради)
1)    Ядро атома ксенона  54Хе140 превращается в стабильное ядро атома церия 58Се140. Сколько электронов при этом выделяется? Запишите эти реакции.
2)    Как меняется массовое число элемента при испускании ядром ɣ-кванта? Изменяются ли при этом масса ядра и порядковый номер элемента?
3)    Для нейтрального атома лития 3Li7 определите нуклонный состав.
 2.     Изучение нового материала (учебник, § 62, с. 266-269)
Для того, чтобы разбить ядро на отдельные, не взаимодействующие между собой нуклоны, необходимо произвести работу по преодолению ядерных сил, то есть сообщить ядру определенную энергию.
- Прочитайте параграф «Энергия связи. Дефект массы», запишите в тетрадь определение энергии связи; вывод формулы ΔЕ0mc2;
- на с. 268 учебника прочитайте и разберите пример расчета энергии связи ядра атома дейтерия;- рассчитайте энергию связи ядра атома цинка 30Zn65.
3.     Закрепление материала (в тетради)
1)    Пользуясь периодической системой элементов Д.И. Менделеева, определите число протонов и число нейтронов в ядрах атомов фтора, аргона, брома, цезия, золота.
2)    Чему равна энергия связи ядра радиоактивного углерода? Атомная масса углерода -14 равна 13,99995 а.е.м., масса протона 1,00728 а.е.м., масса нейтрона 1,00866 а.е.м.
3)    При бомбардировке ядер бора-11 протонами получается бериллий-8. Какое еще ядро образуется при этой реакции?
Д/з – пересказ § 62, ответить на вопросы 1-3 после параграфа (устно).



Урок 21.03.2020

Тема: «Деление ядер урана. Цепная реакция»Цель: выяснить механизм деления ядер урана; что такое цепная ядерная реакция, условия ее возникновения.1.     Изучение нового материала
1)    Прочитать материал на с. 269 учебника, выяснить механизм деления ядер урана, выполнить рисунок деления ядра урана в тетради схематично;
2)    Прочитать на с. 270 учебника материал и записать в тетради имена ученых, открывших явление деления ядер урана;
3)    На основе данных с. 270-271 заполнить схему:

2.     Закрепление материала
Ответить в тетради на вопросы:1)    Что такое критическая масса?
2)    Какие вещества используют в качестве замедлителя нейтронов?
3)    От чего зависит протекание цепной ядерной реакции?
4)    Приведите примеры неуправляемой цепной ядерной реакции.
3.     Д/з.-пересказ §63; решить задачу:При делении одного ядра урана-235 на два осколка выделяется около 200 мэВ энергии. Какое количество энергии освобождается при сжигании в ядерном реакторе 1 г этого изотопа?
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Расписание на 29.05.2020

Физика Английский язык Алгебра История Обществознание Литература