ИГЗ русский язык

Урок 22.05.2020

Тема:   Итоговая контрольная работа
  1. Выполните пунктуационный анализ. 
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.
Болдинская усадьба, расположенная недалеко от (1) Нижнего Новгорода (2), привлекает к себе большое количество поклонников творчества А.С. Пушкина. Несмотря на то что поэт побывал в родовом поместье всего лишь три раза, село вдохновило его на написание более 50 произведений, среди которых (3) Медный всадник (4), главы (5) Евгения Онегина (6). Недаром исследователи творчества Александра Сергеевича говорили о днях, которые поэт провёл здесь осенью 1830 года: (7) Это чудо болдинской осени (8).
Ответ:

2.  Выполните пунктуационный анализ. 
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости гóрода со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т.д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».
Ответ:

3. Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «стариковский голос», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

4. Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

5.   Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма.
1.     И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.
2.     Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
3.     Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
4.     Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.
5.     Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!»

Фразеологизм (фразеологический оборот, речевой оборот) — свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.
Ответ:

6.  Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите варианты ответов, в которых нет сравнения.
1.     – А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.
2.     Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.
3.     Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.
4.     Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
5.     Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

Сравнение - сопоставление одного предмета или явления с другим. (Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, СЛОВНО, БУДТО, а так же сравнительную степень прилагательного)
Ответ:

Ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.



Урок 15.05.2020

Тема: Обобщение и систематизация пройденного материала

Синтаксический анализ:
1. Замените словосочетание «графин из хрусталя», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

2. Замените словосочетание «лисий хвост», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Конец формы
Решение/комментарий:
При управлении зависимое слово должно быть выражено какой-либо падежной формой (обычно формой существительного или местоимения). Поэтому вместо прилагательного лисий пишем падежную форму существительного лисы и ставим её после главного слова.
Ответ: 

3. Замените словосочетание «ловля рыбы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Решение/комментарий:
При согласовании зависимое слово должно быть выражено согласуемой частью речи (чаще всего в подобных случаях именем прилагательным). Поэтому вместо падежной формы рыбы пишем прилагательное рыбная.
Ответ: 

4. Замените словосочетание «пешая прогулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Решение/комментарий:
При примыкании зависимое слово должно быть выражено неизменяемой формой (обычно наречием). Поэтому вместо прилагательного пешая пишем наречие пешком.
Ответ: 

5. Замените словосочетание «обиженно произнёс», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Начало формы
Решение/комментарий:
При управлении зависимое слово обычно выражается падежной (предложно-падежной) формой существительного или местоимения. Поэтому вместо наречия обиженно пишем с обидой.
Ответ: 

6. Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Ответ:

Д/З:  написать ответы, сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 

Урок 08.05.2020

Тема: Обобщение и  систематизация пройденного материала.
1. Проверочная работа:
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

Вариант 7
1)ВЕТРЕНЫЙ – в суффиксах ЕН отымённых прилагательных пишется одна Н
2) ОТНЮДЬ НЕ ИНТЕРЕСНЫЙ – НЕ с прилагательными пишется раздельно, потому что слово с НЕ можно заменить синонимом без НЕ : скучный
3) НЕМЕЦКИЙ - в прилагательных, образованных от существительных с основой на К,Ч,Ц пишется суффикс К.  
4)Она НЕПОСТОЯННА – в суффиксах кратких прилагательных пишется столько Н, сколько их было в полных прилагательных.
5)ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ – сложные прилагательные, образованные на основе словосочетания, пишутся слитно.

Вариант 8
1)КИСЛО – СЛАДКИЙ - сложные прилагательные, образованные на основе словосочетания, пишутся через дефис.
2)ТРАДИЦИОННЫЙ – в суффиксах ЕНН отымённых прилагательных пишется две Н.
3)ЁЖ КОЛЮЧ - в кратких прилагательных Ь после шипящих не пишется
4)Это НЕ МАМИН платок – НЕ с относительными прилагательными пишется раздельно.
5)КАМЫШОВЫЙ – в суффиксах прилагательных после шипящих под ударением пишется О

ВАРИАНТ 9
1)ИЗ – ЗА ТУЧ - в кратких прилагательных Ь после шипящих не пишется
2)Это НЕ ЗИМНЕЕ пальто - НЕ с относительными прилагательными пишется раздельно.
3)СВЯЩЕННЫЙ – в суффиксах прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется две Н.
4)ПОСЕЯННЫЙ – правописание суффикса ЯНН в этом прилагательном надо запомнить
5)БОЛЬШОЙ – в окончаниях прилагательных после шипящих под ударением пишется О.

Вариант 10
1)БЕЛОСНЕЖНЫЕ вершины – сложные прилагательные, образованные на основе словосочетания, пишутся слитно
2)ЖЕЛАННЫЙ – в суффиксах отглагольных прилагательных всегда пишется НН
3)Воздух СВЕЖ – в кратких прилагательных после шипящих Ь не пишется.
4)ДРАГОЦЕННЫЙ – в суффиксах ЕНН отымённых прилагательных пишется две Н
5)НЕГОДУЮЩИЙ взгляд – не с прилагательными пишется слитно, если слово можно заменить синонимом без НЕ : возмущённый.

ВАРИАНТ 11
1)НАКЛОННАЯ плоскость – в именах прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффикса ОНН, пишется две НН
2)НЕ ОТКРЫТА – НЕ с краткими прилагательными пишется раздельно.
3)НЕ РАД – НЕ с краткими прилагательными, которые не имеют полной формы, пишутся раздельно.
4)ПЕВУЧЕЙ – в суффиксах прилагательных после шипящих пишется Е в безударном положении
5)ОДЕССКИЙ - в прилагательных, образованных от существительных с основой не на К,Ч,Ц пишется суффикс СК

ВАРИАНТ 12
1)НАПРЯЖЁННО ждать – в суффиксе краткого прилагательного пишется столько Н, сколько в полной форме этого прилагательного
2)КАЗАЦКИЙ – в качественных прилагательных, имеющих краткую форму, пишется суффикс К.
3)БЛЕДНОЛИЦЫЙ – в окончаниях прилагательных после Ц пишется Ы.
4)Идёт ТИХО – ТИХО – сложные прилагательные, образованные путём повтора, пишутся через дефис.
5)РУМЯНЫЙ – в прилагательном пишется одна Н, которая входит в состав корня

Ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 

Урок 24.04.2020

Тема: Морально-нравственные понятия. Подбор аргументов. Соотнесение с текстами художественной литературы 19-20 в.в.


1. Проверочная работа.

2) Синтаксический анализ.
(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)               Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

2)               Предложение 2 сложное.

3)               Предложение 3 односоставное безличное.

4)               В предложении 4 одна из грамматических основ – позиции подходят.

5)           Предложение 5 осложнено однородными членами


3) Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Суздальский музей деревянного зодчества (1) настоящий городок (2) построенный без единого гвоздя. Из дерева здесь всё (3) ложки и лавки в избе и даже крытая лемехом церковная маковка. Мельницы (4) церковь (5) дома́(6) амбары и бани (7) всё привезено сюда из разных сёл Владимирской области и поставлено на территории не сохранившегося Дмитриевского монастыря. Автор проекта создания музея В.М. Анисимов писал (8) «Забыть свои корни можно и через три поколения. И потому ещё более дорогой нам становится историческая память


4) Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «школьный зал», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание


5) Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)                ЛОГОТИП – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.

2)                НЕ ЗАПОЛНЕНЫ (страницы) – частица НЕ с кратким страдательным причастием прошедшего времени пишется раздельно.

3)                ОТТАЯВШИЙ – перед суффиксом -ВШ- действительного причастия прошедшего времени пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола, от которого оно образовано.

4)                СТЕРПЕТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

5) ПЕСЧАНЫЙ – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н

Прочитайте текст и выполните задания 6-9

(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.

(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой.

(4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли, и она опять приседала, поджимая под себя больную ногу.

(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина.

(6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня кто-нибудь, а я отвечу вам такой любовью!..» (8)Но усталые люди шли дальше.

(9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно. (12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.

(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

– (21)Ну, что мне с тобой делать? – почти со слезами спросила женщина.
(22)Собака благоговейно смотрела на неё.

(23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой. (24)Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. (25)Так они и скрылись за углом.

(26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?.. (По М.А. Чванову*)

*                Чванов Михаил Андреевич (род. в 1944 г.) – российский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.
*         Анализ содержания текста.


6) Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)                Сначала собака не стала есть предложенную женщиной булочку, потому что считала это подачкой.

2)                Прохожие жалели собаку, искали её хозяина.

3)                Собака почувствовала доброту женщины, поэтому выбрала её себе в хозяйки.

4)                Ухоженная собака ждала на улице своего хозяина.

5)                Женщина давно мечтала о собаке.


7) Анализ средств выразительности.

Укажите, варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)               Собака благоговейно смотрела на неё.

2)               Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.

3)               Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.

4)               Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.

5)               Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.
        

8) Лексический анализ.
В предложениях 12-16 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

9.1  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
писателя Корнея Ивановича Чуковского: «Приставки придают
русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии
приставок таится разнообразие смысла».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного
текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа,  написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту),  не  оценивается.  Если  сочинение  представляет  собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без
каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается
нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете
смысл финала текста: «Почему из сотен других собака выбрала
именно эту женщину?..»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного
текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный  исходный  текст  без  каких  бы  то  ни  было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3  Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте  и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


2. Д/З : выполнить работу, сочинение писать обязательно!
Сфотографировать работу и отправить Копыловой Л.А. 

Урок 17.04.2020

Тема:   Сочинение – рассуждение на тему, связанную с определение морально-нравственного понятия и анализом текста.
1. Самостоятельная  работа
Задание 2                Синтаксический анализ.
(1) Ночью туман сгустился так, что в десяти шагах ничего не было видно, словно все потонуло в молоке. (2)Судно остановилось у большого ледяного поля, и все, кроме вахтенных, спокойно спали. (3)Утром туман начал слегка расползаться. (4)Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение. (5)Впереди открылся свободный проход, и судно поплыло на северо-восток, но медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и чтобы вовремя остановиться или повернуть в сторону.
        Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Ничего не было видно (предложение 1)
2) Судно остановилось (предложение 2)
3) Туман начал (предложение 3)
4) Поля зашуршали (и) пришли в движение (предложение 4)
5) Не столкнуться (и) остановиться (предложение 5)
Задание 3            Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Сжатая рожь(1) бурьян(2) молочай(3) дикая конопля — всё(4) побуревшее от зноя(5) рыжее(6) полумёртвое(7) теперь омытое росою(8) и обласканное солнцем(9) оживало…

Задание 4          Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «суконным одеялом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 5               Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) (находиться) ЗДЕСЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
2) ВЕСЕННЕЕ (настроение) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
3) ВЫСТИРАТЬ (бельё) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) УЛЫБАЮЩИЙСЯ (человек) — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.
5) СУДОРЕМОНТНЫЙ (завод) — сложное существительное пишется слитно.

Прочитайте текст и выполните задания 6-9

(1)Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте, в котором отражается свет больших прямоугольных окон? (2)Идёт невидимый мелкий дождь. (3)А из освещённых праздничных окон музыкального училища доносятся приглушённые звуки разных инструментов, и дом похож на оркестр, который настраивается перед концертом.
(4)Мальчик шёл из булочной, а хлеб спрятал от дождя под пальто. (5)На улице было скверно. (6)Люди мечтали поскорее добраться до крыши, очутиться в сухом месте. (7)А он разгуливал под окнами музыкального училища.
(8)Мальчик искал скрипку. (9)И нашёл её. (10)Она звучала в окне второго этажа. (11)Он прислушался. (12)Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. (13)Все окна как бы умолкли и погасли.
(14)Светилось только одно. (15)Мальчик стоял под ним, а дождь тёк за воротник. (16)Неожиданно кто-то положил ему руку на плечо. (17)Он вздрогнул и обернулся. (18)На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19)В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.
– (20)Опять ждёшь Диану? – спокойно спросила девочка.
(21)Её голос заглушил скрипку. (22)Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:
– Никого я не жду.
– (23)Неправда, – не отступала девочка, – чего ради стоять на дожде, если никого не ждёшь.
– (24)Я ходил за хлебом, – ответил мальчик, – вот видишь… хлеб.
– (25)Пойдём, – уверенно сказала девочка. – (26)Что мокнуть.
(27)Ему ничего не оставалось, как пойти рядом с ней. (28)Ярко освещённый дом музыкального училища растворился в дожде.
– (29)Знаешь что, – предложила она, – пойдём ко мне. (30)Я сыграю тебе ноктюрн. (31)Мы будем пить чай.
(32)Он ничего не ответил. (33)Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо этой круглолицей рядом была Диана. (34)И если бы она сказала: «Я сыграю тебе ноктюрн. (35)Мы будем пить чай».
– (36)Так пойдём ко мне? – робко повторила девочка.
– (37)Всё равно, – сказал он.
– (38)Вот и хорошо!
(39)Дождь не проходил. (40)Он обволакивал фонари, здания, силуэты деревьев. (41)Все предметы теряли форму, расплываясь. (42)Город обмяк от дождя. (43)А почему он должен гордо стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану? (44)Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. (45)Конечно, ей всё равно, стоит он или не стоит. (46)Есть он или его нет. (47)А эта круглолицая, напротив, сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.
(48)Всё складывалось очень хорошо. (49)Круглолицая уже не казалась ему такой круглолицей и вообще была славная девчонка. (50)Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. (51)Больше он не будет искать окно со скрипкой, а будет прислушиваться к голосу виолончели.
(52)Вдруг мальчик как бы запнулся. (53)Ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью, что это кто-то другой. (54)И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. (55)Всё пропало. (56)И его самого уже нет…
(57)В следующее мгновение он остановился. (58)Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. (59)Потом он крикнул:
– Пока!
(60)И побежал.
– (61)Куда ты?.. (62)А как же ноктюрн? – крикнула ему вслед круглолицая девочка.
(63)Но он не оглянулся и ничего не ответил. (64)Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе.            (По Ю. Яковлеву)

Задание 6         Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Мальчик вернулся к музыкальному училищу, потому что хотел остаться верным самому себе и своей любви.
2) Знакомая скрипка слышалась из окна второго этажа музыкального училища.
3) Мальчик задержался у музыкального училища, когда шёл в булочную.
4) Круглолицая девочка играла на виолончели.
5) Мальчик торопился домой, потому что промок под дождём.

Задание 7            Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
1) Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома.
2) Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле.
3) Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её.
4) Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы.
5) Все окна как бы умолкли и погасли.

Задание 8        Лексический анализ.
Найдите в тексте синоним к слову ПРОБУРЧАЛ (предложение 22). Напишите этот синоним.

Задание 9.  
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Е.В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.        Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Д/з: написать сочинение
Выполнить  задания 2-8, написать сочинение, сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.

Урок 10.04.2020

Тема: Сложные предложения с разными видами связи

1. Работа в тетради. Запишите число и тему.
2. Синтаксическая разминка: вспомним виды словосочетаний.
- На какие две группы делятся все словосочетания? (сочинительные и подчинительные)
- Какие виды подчинительной связи есть в русском языке? (согласование, управление, примыкание)
-Записаны подчинительные словосочетания, определите вид подчинительной связи и замените эти словосочетания на синонимичные (в тетради)
стоянка для автомобилей 
шёлковый платок
птичье пенье
полки для книг
учусь танцевать

Проверка:
стоянка для автомобилей (упр.) – автомобильная стоянка (согл.)
шёлковый платок (согл.) – платок из шёлка (упр.)
птичье пенье (согл.) – пенье птиц (упр.)
полки для книг (упр.) - книжные полки (согл.)
учусь танцевать (прим.) – учусь танцам (упр.)

3. Виды сложных предложений:
а) союзные   б) бессоюзные

4.  Сочетание разных видов связи в предложении.
Вывод: Сложные предложения с разными видами связи - это такие сложные предложения, в которых сочетается несколько видов связи, например, сочинительная и подчинительная и т.д.
Такие синтаксические конструкции выражают сложные мысли, употребляются часто в научной речи, но часто можно встретить их в художественной речи. Это зависит от индивидуальности стиля писателя. Есть писатели, которые тяготеют к таким громоздким конструкциям. И на примере художественного стиля мы понаблюдаем за такими конструкциями.
5. Практическая работа по новой теме.
Задание: списать предложение, расставить знаки препинания, вставить недостающие буквы; начертить схему предложения, объясняя постановку запятых.
 Провожающих почему-то не пускали на перрон  в дверях сразу же образовалась давка  и Маша и Синцов  стиснутые со всех сторон даже не успели напоследок обняться. (К. Симонов).

Проверка:
 Провожающих почему-то не пускали на перрон, в дверях сразу же образовалась давка, и Маша и Синцов, стиснутые со всех сторон, даже не успели напоследок обняться. (К. Симонов).
- Дайте характеристику предложению (сложное с бессоюзной и сочинительной связью):   1 часть – простое односоставное неопределённо-личное
2 часть – простое двусоставное распространённое
3 часть – простое двусоставное распространённое, осложнено однородными подлежащими, ПО.
- Найдите в предложении слово, которое перешло из одной части речи в другую (провожающие – причастие в существительное)
-Объясните правописание наречий (почему-то, напоследок, сразу же).
- Укажите словарное слово (перрон), как объяснить его правописание? (заимствованное из другого языка)

Задание: составить  текст, расположив предложения в следующем порядке: сложноподчинённое, бессоюзное, сложное с разными видами связи, сложносочинённое, простое ( в тетради)

1.     Я испугалась оглянулась и песенка моя споткнулась а папоротники молчали а ели головой качали.
2.     И ни тропинки ни следочка!
3.     Тот день был не совсем обычен десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату.
4.     А ландыши растут на круче где папоротники дремучи где ели хмуры бородаты где заблудилась я когда-то.
5.     Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.

Записать в тетрадь СП с разными видами связи, характеристика предложения по частям, начертить схему.
-  Расставить знаки препинания в СП, дать его характеристику по частям.
Начертить схему в тетрадь.
Если человек никогда не раскрывал хороших книг волновавших сердца и умы миллионов людей не запомнил хотя бы десятка-другого строк любимого поэта или вообще такового не имеет он обречён на духовную нищету он живёт вполсердца лишив себя огромной доли радостей которыми наслаждается человек общающийся с миром прекрасного. (Л. Кассиль)
- Укажите слова, употреблённые в предложении в переносном смысле (нищета, общающийся с миром прекрасного).
- Что значит «жить вполсердца»? Как образовалось это слово?

9. Домашнее задание:  выписать из рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»                                       3 предложения с разными видами связи.

Д/з сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.

Урок 20.03.2020

            Тема: Сложные предложения с разными видами связи
1. Слово учителя                                                            
Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи.
        В зависимости от разных сочетаний видов связи в таких сложных предложениях выделяются следующие группы:
I. Сочинение + подчинение.
II. Сочинение + бессоюзная связь.
III. Подчинение + бессоюзная связь.
IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь.
IV. Закрепление
2. Анализ предложений.                                                      
-Записать  примеры предложений с разными сочетаниями видов связи. (Анализ  предложений. Составление  схем.)
1) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (В. Каверин)
(Предложение сложное, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное).
2) Река тоже присмирела; немного погодя и в ней кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна. (И. Гончаров)
(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и  бессоюзной; повествовательное).
3) Русский  человек  так уверен  в  своей  силе  и  крепости, что он  не  прочь и поломать себя: он  мало  занимается  своим  прошедшим    и  смело  глядит  вперёд. (И.С. Тургенев)
(Предложение сложное, с разными  видами связи: подчинительной  и  бессоюзной; повествовательное).
4) На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.
(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной  и  бессоюзной; повествовательное)
3. Конструирование предложений. Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы.
·         Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
·         Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
·         Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

4. Повторение правила.
Обратите внимание!
Как и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных предложениях с разными видами связи могут оказаться рядом два союза (сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово, принадлежащие к разным предложениям. Учтите, что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к которому относится!
По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).
Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3.
Горизонтальная схема: [   ]1и, (когда – союз)2, [   ]3.
Ср.: Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3. – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться.
В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза – то, так, но.
Ср.: Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза. – Солнце било в окно, и... то ему пришлось зажмурить глаза.

5. Тест.  ( ответы записать в тетради)
1. Сколько частей в сложном предложении?
Комната в которую мы вошли была разделена барьером и я не видел с кем говорила моя мать и кому она униженно кланялась.
1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6.
2. Какое предложение является сложным?
1) Так(же) как и вчера на площади шумели и суетились люди.
2) Все так(же) как обычно твердым шагом двигалась статная фигура полковника.
3) Сергеев был хорошо известен выдающимися музыкальны­ми способностями его брат так(же) знаменитый музыкант.
4) Сегодня рыба клевала так(же) хорошо как и вчера.
3. Укажите сложноподчинённое предложение:
1) На этой куче кресел всегда сидели собаки и смотрели сверху на Федина, писавшего за столом (Паустовский).
2) Псы тихонько подвывали: очень уж хотелось им попасть в освещенную и теплую комнату (Паустовский).
3) В ее голосе слышалось удивление, точно ей казалось неве­роятным, что у нее тоже может быть хорошо на душе.
4. Какая синтаксическая характеристика соответствует данному предложению?
Была уже осень и даже раки которые за последнее время стали очень серьезным подспорьем в нашем хозяйстве забились в норы и не соблазнялись больше моими лягушками.
1) сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной;
2) сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной;
3) бессоюзное сложное предложение;
4) сложносочинённое предложение.
5. Укажите предложение с сочинительной и подчинительной связью:
1) Простая песня то была но в мысль она мне залегла и мне лишь сумрак настает незримый дух её поет (Лермонтов).
2) Прямо над головой небо загорелось от запоздалой молнии и в свете я увидел что впереди на берегу что-то белеет.
3) Все было ясно батальон передавался в распоряжение диви­зий.
4) Мне все прощалось все меня любили любовались мною и снисходительно смотрели на все чтобы я ни сделал.
6. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Узкие тропинки тянулись по полям (1) пропадали в лощинках по при­горкам (2) и (3) на одной из них (4) которой в пятистах шагах впе­реди нас приходилось пересекать нашу дорогу (5) различил я какой-то поезд (Тургенев).
1)1,2,3,4,5; 2)1,2,4,5; 3)1,4,5; 4) 1,3,4,5.


7. Сколько запятых в данном предложении?
По неделе ни слова ни с кем не скажу все на камне у моря сижу и мне любо что брызги зеленой волны словно слезы мои солоны(Ахматова).
1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие:
1) Он вышел на улицу ни одного огонька в окнах тишина.
2) После пяти часов вечера погода стала портиться с моря по­тянул туман (Арсеньев).
3) Я обратился к секундантам объявив что нынче стреляться не намерен и поединок тем и кончился (Пушкин).
4) Бояться волков быть без грибов (пословица).
9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Стадо диких уток со свистом промчалось над нами (1) и (2) мы слы­шали (3) как оно спустилось на реку недалеко от нас(Тургенев).
1)1,2,3; 2)1,3; 3) 2,3; 4)1,2.
10. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Если сделать рукой козырек от солнца (1) и смотреть на лесную полянку (2) то нити паука бывают от солнца радужными (3) а колечки паутинной сети (4) подвешенные над поляной (5) колышутся перемещением радужного сектора (Пришвин).
1) 1,2,3,4,5; 2)2,3,4,5; 3)1,2,3; 4) 2,3.
11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Мне все прощалось, все меня любили, любовались мною и снисходительно смотрели на все, что я ни делал (по Л. Тол­стому).
2) Кружили чайки, и их резкие крики звучали, как будто не­смазанное колесо быстро вертелось на деревянной оси (Ве­ресаев).
3) Под ногами гремел лед, и я понимал подо мною гулкое, опасное пространство глубокой воды (Катаев).
12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) К вечеру пошел дождь, снег почти растаял, и хотя дорога стала еще грязнее, но все же лошадям стало легче (Ар­сеньев).
2) Печь покосилась, бревна в стенах лежали криво, и казалось, что изба сию минуту развалится (Чехов).
3)Платочек, которым она накрыла голову, сбился у нее на за­тылок и на развившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя (Достоевский).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Расписание на 29.05.2020

Физика Английский язык Алгебра История Обществознание Литература