Родной язык (русский)

Урок 07.05.2020

Тема: Итоговая контрольная работа

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 
ВАРИАНТ 1
1) Много ПЕРЕДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 2-го склонения после шипящего Ь не пишется 
2)НЕВЗГОДЫ - имя существительное, пишется с НЕ слитно, потому что слово с НЕ можно заменить синонимом без НЕ: беды.
3)Город ОРЁЛ – имена существительные собственные пишутся с заглавной буквы.
4)ЮГО – ЗАПАД – сложные имена существительные, обозначающие части света, пишутся через дефис.
5) ПЛАЩОМ – в суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется буква О.
ВАРИАНТ 2
1)НЕНАСТЬЕ – НЕ пишется слитно, потому что слово не употребляется без НЕ
2)БРОШЬ- на конце существительных 3 склонения после шипящих пишется Ь.
3)КРЮЧОК – в окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется буква О.
4) ВРАЧОМ – в окончаниях прилагательных после шипящих под ударением пишется буква О.
5)ПЕЧЬ (пироги) - на конце существительных 3 склонения после шипящих пишется Ь.
ВАРИАНТ 3
1)Река МОСКВА – имена существительные нарицательные пишутся с заглавной буквы.
2) ДИРИЖЁР – в отглагольных существительных после шипящей пишется Ё 
3) ЗАМОЧЕК – суффикс ЕК пишется в существительных, если его можно проверить ударением.
4) ПОЛ-ЛИМОНА – существительное с первой частью ПОЛ пишется через дефис, если начинается на Л. 
5)Нет ВРЕМЕНИ – в разносклоняемых существительных в родительном падеже в окончании пишется И
ВАРИАНТ 4
1) ДИЧЬ – Ь пишется после шипящей у существительных 2 склонения
2) ТУШЁНКА – в отглагольных существительных после шипящих пишется Ё. 
3)ПОЛ – АПЕЛЬСИНА - существительное с первой частью ПОЛ пишется через дефис, если начинается с гласной. 
4) НЕУЧ - имя существительное, пишется с НЕ слитно, потому что слово с НЕ можно заменить синонимом без НЕ.
5)На ОПУШКЕ – в существительных 1 склонения в предложном падеже в окончании пишется Е
ВАРИАНТ 5
1)КРЮЧОЧЕК – у существительных пишется суффикс ЕК, если при склонении гласный Е из суффикса выпадает
2)В ГНЁЗДЫШКЕ – в существительных 1 склонения в предложном падеже в окончании пишется Е
3)МОГУЧ - на конце существительных 2 склонения после шипящих Ь НЕ пишется.
4) ПЕРЕВОДЧИК - суффикс ЧИК пишется у существительных, образованных от слов на Д-Т, З-С, Ж
5)В корабле открылась ТЕЧЬ - на конце глаголов после шипящих пишется Ь.
ВАРИАНТ 6
1)ИЗВОЗЧИК - суффикс ЧИК пишется у существительных, образованных от слов на Д-Т, З-С, Ж
2)Много РОЩ - на конце существительных 3 склонения после шипящих Ь НЕ пишется.
3)ДРУЖОЧЕК - у существительных пишется суффикс ЕК, если при склонении гласный Е из суффикса выпадает
4)ГОРОШЕК – в суффиксах существительных после шипящих в безударном положении пишется суффикс ЕК.
5)СЕВЕРО - ЗАПАД - сложные имена существительные, обозначающие части света, пишутся через дефис.
ВАРИАНТ 7
1)ПЕРЕБЕЖЧИК - суффикс ЧИК пишется у существительных, образованных от слов на Д-Т, З-С, Ж
2)Это не ПРАВДА, а ложь – не с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом А.
3)Из ГРУШ - на конце существительных 2 склонения после шипящих Ь НЕ пишется.
4)ПЕТУШОК - в окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется буква О.
5)СГУЩЁНКА - в отглагольных существительных после шипящей пишется Ё 
ВАРИАНТ 8
1)У МАТЕРИ - в существительных 1 склонения в родительном падеже в окончании пишется И
2)В ПЛАМЕНИ – в существительных 2 склонения в предложном падеже в окончании пишется И
3)Из ЛУЖ - на конце существительных 1 склонения после шипящих Ь НЕ пишется.
4)КОРЧЁВКА- в отглагольных существительных после шипящей пишется Ё 
5)СВАРЩИК – суффикс ЩИК пишется у существительных, образованных от слов на Д-Т, З-С, Ж
ВАРИАНТ 9.
1.     ПЛЕЧОМ – в суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется буква О.
2.     УМНИЧКА – суффикс ИЧК пишется в существительных, образованных от слов на ИЦ(а) –умница
3.     КРАСАВЕЦ – суффикс ЕЦ пишется в существительных мужского рода
4.     СОЛОМИНКА – суффикс ИНК пишется в существительных, образованных от слов на ИН(а)
5.     ПОЛ – МОСКВЫ - существительное с первой частью ПОЛ пишется через дефис, если начинается с согласной
ВАРИАНТ10
1)РУЧОНКА - в суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется буква О.
2) ПИСЬМЕЦО- суффикс ЕЦ пишется в существительных среднего рода
3)КРЕСЛИЦЕ – суффикс ИЦ пишется в существительных среднего рода с безударным окончанием
4)В ИМЕНИ - в существительных 2 склонения в предложном падеже в окончании пишется И
5)КРУТИЗНА - в суффиксе существительных ИЗН всегда пишется И

Ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.



Урок 09.04.2020

Тема: Научно-учебный подстиль речи. Доклад, сообщение.


Ход урока
I. Объяснение новой темы
1. Отличительные признаки научного стиля. Записать в тетрадь.
Научный стиль речи характеризуется следующими признаками:
1) сфера использования: в научных статьях, учебниках, докладах;
2) задачи речи – точная передача и доказательное изложение научной информации.
3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность;
4) термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, простые распространенные и сложные предложения с союзами что, который, так как, если, предложения без подлежащего, сказуемое выражено существительным или прилагательным.
В зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как:
1) собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;
2) научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.;
3) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.

II. Закрепление
1. Лексические особенности научного стиля.
Наука выражает абстрактную мысль, поэтому язык её лишён конкретности. Слово в научной речи называет обычно не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов, явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлечённым значением.

В художественной литературе слово не только понятие, но и художественный образ. Сопоставим слово дуб в научной и художественной речи.

1. Записать тексты в тетрадь.

1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше.
Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая.
Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. (М. Ткаченко.)

2) На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. (Л. Толстой.)

Комментарий. Как видим, в научных текстах речь идёт не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о любом дубе. В художественном тексте перед нами индивидуальное, конкретное дерево со своими неповторимыми признаками. И это не просто дерево. Оно олицетворено писателем, волнует воображение, вызывает разнообразные ассоциации. Научная речь не только отбирает из языка слова с общим и отвлечённым значением, она изменяет значение общеупотребительных слов в соответствии со своими принципами.

Цель любого научного сообщения – изложение определённых научных сведений и их доказательство. Чувства и переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи. Вряд ли возможны в современной научной статье фразы типа:
Я бился над решением этой проблемы пять лет; Я горд, что первым сумел решить эту сложную научную проблему.
Личные эмоции здесь недопустимы. Именно поэтому в научной речи используются только нейтральные средства и недопустимы экспрессивные.

Лексики научного стиля состоит из трёх пластов:
общеупотребительные слова; общенаучные слова; термины.
К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах. Здесь нет ни одного специального слова, между тем это научная речь. В любом научном тексте эти слова преобладают, составляют основу изложения.
Благодаря общеупотребительной лексике язык науки сохраняет связь с общеупотребительным языком и не превращается в язык мудрецов, понятный только посвященным, учёным.
В зависимости от состава читателей доля общеупотребительной лексики меняется: она уменьшается в работах, предназначенных для специалистов, и возрастает в сочинениях, обращённых к широкой аудитории.
Общенаучная лексика — второй значительный пласт лексики научной речи. При помощи научных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определёнными понятиями, но не являются терминами: операция, вопрос, задача, явление, процесс, базироваться, поглощать, ускорять и другие.
Так, слово вопрос, как общенаучное, имеет значение «то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема». Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности, изучить вопрос, узловые вопросы, национальный вопрос, крестьянский вопрос, поднять вопрос, оставить вопрос открытым, вопрос требует незамедлительного решения.
Терминология — это ядро научного стиля. Термин — это слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие. Каждая наука и отрасль производства имеет свою систему терминов, которая называется терминологией.
Термин обладает строгим, чётко очерченным значением. Он называет все существенные признаки, показывает общность данного понятия с другими, а также специфичность данного понятия. На пример: Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Суть понятия раскрывается кратко, в одном предложении.
Особую группу в составе лексики научного стиля составляют номенклатурные знаки. Они резко отличаются от терминов. Если в основе терминов лежат общие понятия, то в основе номенклатурных знаков — единичные. К номенклатурным знакам относятся серийные марки машин, механизмов, станков, приборов, географические названия, названия электростанций, предприятий, учреждений, организаций, например: Москвич — 408, СМ— 8— передвижная дробильно-сортировочная установка.
Таким образом, структуру лексики научного стиля можно представить следующим образом. Ядро её составляет терминология. Далее близкий по
функции и важный пласт — общенаучная лексика. И затем общеупотребительная лексика, в количественном отношении составляет не менее половины всех слов.

2) Записать в тетрадь термины (химические, физические, лингвистические)

2. Морфологические особенности научного стиля.
Главная особенность научной речи — преобладание имён (существительных и прилагательных). В некоторых науках (физика, химия, биология и др.), как показал статистический анализ, части речи распределяются следующим образом:
• Существительное — 39,9% • Причастие — 14,8% • Прилагательное — 12% • Местоимение — 5,5% • Деепричастие — 4,6% • Наречие — 2,9% • Числительное — 1,4% • Остальные части речи, в том числе глагол — 18,9%
Высокий процент существительных обусловлен предметным характером научного изложения. Наука прежде всего трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные — имена этих вещей. Роль же сводится к функции связи.
Сравнительно большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле.

Использование существительных в научном стиле
Для научного стиля характерно использование отглагольных существительных:
• образованных бессуффиксным способом (нагрев — нагревать);
• образованных с помощью суффикса -к- (установка —установить);
• образованных с помощью суффиксов -ени-, -ни-.


Задания:
1. Образуйте от глаголов существительные бессуффиксным способом:
Учитывать (учёт), отбирать (отбор), прогревать (прогрев), набирать (набор).
2. Образуйте от глаголов существительные с помощью суффикса -к-:
Надстроить (надстройка), очистить (очистка), подобрать (подборка).
3. Образуйте от глаголов существительные с помощью суффиксов -ени-, -ни-:
Тормозить (торможение), регулировать (регулирование), владеть (владение), измерять (измерение), формировать (формирование), усиливать (усиление).

Использование глаголов и глагольных форм в научном стиле
Для научного стиля характерно использование глаголов 3-го лица (единственного и множественного числа) и кратких причастий. Например: намечены (намечают) результаты, использованы (используют) растворы.
Задания:
1. Составьте словосочетания, поставив глаголы в форму 3-го лица (ед. или мн. числа):
Установить (устанавливают) прибор, излучать (излучает, излучают) свет, фиксировать (фиксируют, фиксирует) положение.
2. Образуйте от данных глаголов краткие страдательные причастия прошедшего времени: Привести (приведён), продолжать (продолжен), изучить (изучен), сконструировать (сконструирован).

3. Синтаксические особенности научного стиля.
Тексты научного стиля могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики и т. п. В большей степени это распространяется на тексты естественных и прикладных наук: математики, химии, физики и др.

III. Домашнее задание (ответить письменно на вопросы)
1) Какие стили речи вы знаете?
2) Назовите наиболее важные признаки каждого стиля.
3) Что объединяет публицистический стиль с другими стилями речи?
4) Какой стиль языка используется при написании постановлений, юридических документов, заявлений?
5)Каково соотношение стиля художественной литературы с другими стилями речи?
6) Назовите характерные особенности научного стиля.
7)В чём его отличие от других стилей?
8)Какие подстили вы знаете? В чём их особенности?
9) Какие пласты слов составляют научную лексику? В чём их особенность?
10) Раскройте понятие термина. Какие требования предъявляют к терминам?
11) Какие лексические особенности научного стиля вам известны?
12) Приведите примеры слов, относящихся к научному стилю.

Д/з выполнить письменно, сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Расписание на 29.05.2020

Физика Английский язык Алгебра История Обществознание Литература